double arrow

Культурологическая концепция Н. Я. Данилевского

Оптимистический» и «пессимистический» подходы в оценке роли культуры в жизни общества

Постмодернизм в философии культуры.

Условно все теории можно разделить на две группы: «оптимистический взгляд на культуру» и «пессимистический». Сторонники оптимистического взгляда рассматривают культуру как средство облагораживания человека, превращения его в гармонически развитую личность. Такой подход формировался в эпоху Нового времени, когда все общество подвергалось реформированию под влиянием революционной эйфории. Одним из представителей оптимистического воззрения стал Иоганн Готфрид Гердер (1744–1833), полагавший, что прогресс культуры ведет к созданию единой человеческой цивилизации. Он рассматривал культуру в контексте эволюции, перехода от «варварства» к «цивилизованному» состоянию.

Смысл истории по Гердеру – отграничение человеческого от животного. Культура истолковывается как второе рождение человека. Гердер писал: «Мы можем при желании дать этому второму рождению человека, проходящему сквозь всю его жизнь, название, связанное либо с обработкой земли – «культура», либо с образом света – «просвещение». Необходимым элементом воспитания Гердер считал уважение к истории и культуре других народов. Он стоял на позициях преемственности и всеобщности социально-культурного процесса, считая, что между общечеловеческими достижениями культуры и народной культурой нет и не может быть никаких противоречий, что все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию человеческой цивилизации.

Основоположники социологии XIX века Г. Спенсер и О. Конт считали, что неотъемлемым признаком развития европейских стран является прогресс. К оптимистическим можно отнести также теории Н. Я. Данилевского, П. Сорокина, К. Ясперса (их мы рассмотрим ниже), а также концепции У. Ростоу (теория стадий экономического роста), Б. Арона (теория единого индустриального общества), Д. Белла (теория постиндустриального общества), в которых подчеркивается огромное значение культурного компонента в жизни общества.

К пессимистическим можно отнести концепцию Жан-Жака Руссо (1712–1773), французского мыслителя эпохи Просвещения. В своей работе «О влиянии наук на нравы» писатель высказал скандальную по тем временам мысль о негативном влиянии искусства на духовное состояние общества, доказав, что оно «портит» общественную мораль, которая деградирует параллельно с прогрессом культуры. Радикальный способ «спасения» от плодов цивилизации Руссо видел в возвращении к природе, к истокам. Философ ввел в обиход термин «отчуждение», характеризуя им те процессы, которые неизбежно вызывает в обществе научно-технический прогресс: цивилизация все больше и больше «противостоит» человеку, его натуре, достижения научной мысли, плоды творческих усилий в конце концов приводят к тому, что человеческие изобретения начинают «угрожать» человеку.

Позже эта мысль нашла свое отражение в фантастических романах о победе роботов над людьми, о неуправляемых химических и физических катаклизмах, вызванных человеческим любопытством. Современные руссоисты ссылаются на его выкладки, характеризуя нынешнюю зависимость политической стабильности в мире от атомного оружия, созданием которого человечество обязано научному гению и амбициозности некоторых своих представителей.

Пессимистическими можно назвать и концепции Ф. Ницше, З. Фрейда, К. Г. Юнга, О. Шпенглера, А. Тойнби, М. Хайдеггера,

Некоторые из них мы рассмотрим более подробно.

Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) – русский философ, социолог, культуролог, автор фундаментального труда «Россия и Европа» (1869). Его теория культурно-исторических типов оказала исключительное влияние на современную культурологию. Его идеи предвосхитили теорию

О. Шпенглера, изложенную в труде «Закат Европы». Первым из исследователей проблем культуры Данилевский высказал мысль о множестве и разнокачественности человеческих культур.

В основе концепции Данилевского лежит идея обособленных, локальных культурно-исторических типов, или цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Культурно-исторические типы выступают «положительными деятелями в истории человечества». Однако «…есть еще временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые, как турки, совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и, разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество». Их Данилевский называет «отрицательными деятелями человечества». Кроме того, существуют племена, которым не свойственна ни положительная, ни отрицательная исторические роли. Они составляют этнографический материал, входя в культурно-исторические типы, но сами «не достигают исторической индивидуальности».

Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (в хронологическом порядке), целиком или частично исчерпавших возможности своего развития: египетская культура, китайская, ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская (древнесемическая), индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская (европейская). Особняком стоят мексиканская и перуанская культуры, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить свое развитие. В свою очередь, вышеназванные 10 типов делятся на «уединенные» и «преемственные». К первым относятся китайская и индийская, они развивались автономно. Ко вторым остальные, передающие свои достижения «по наследству».

Каждый культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него – к цивилизации. Вся история доказывает, что цивилизация не передается от одного типа к другому, хотя некоторое взаимное влияние присутствует. Народы каждого типа создают нечто, «результаты их труда остаются собственностью всех других народов, достигших цивилизационного периода своего развития, и труда этого повторять незачем». Данилевский создал свою систему культурной типологии, в основании которой лежат «направления культурной деятельности человека».

Всю социокультурную деятельность он подразделяет на четыре разряда:

1) религиозная;

2) культурная (в узком смысле), т. е. теоретически-научная, эстетически-художественная, технически-промышленная;

3) политическая;

4) общественно-экономическая.

В соответствии с разрядами ученый выделил следующие классы культур:

- первичные культуры, не проявившие себя ни в одном разряде и заложившие основы последующего развития для более поздних типов (египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская);

- одноосновные, проявившие себя достаточно ярко в одном из разрядов, например, греческая – в области искусства и философии, еврейская – в создании первой монотеистической религии, римская – в системе права и государства;

- двуосновная, а именно европейская, проявившая себя в политической и общекультурной сферах и четырехосновная, гипотетическая культура, только формирующаяся.

Этот последний тип должен реализоваться в таких сферах, как религия, политика, наука и искусство, общественно-экономические отношения. Таким типом может стать славянский, если не поддастся соблазну перенимать готовые культурные формы от европейцев. Удел России, писал Данилевский, – «удел счастливый: не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать».

Данилевский отрицает идею единства истории и единого направления прогресса: «Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: