Взаимозависимость организаций и физических лиц нежелательна, поскольку налоговые органы исходя из этой зависимости могут в судебном порядке признать сделки мнимыми или притворными. В подобных случаях шансов у налогоплательщика выиграть дело значительно меньше, а у налоговых органов — значительно больше.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Пункт 1 ст. 20 Кодекса устанавливает три случая признания налогоплательщиков взаимозависимыми лицами:
1) участие одной из организаций в другой, когда доля такого участия составляет более 20%;
2) зависимость одного лица от другого по должностному положению;
3) брачные отношения, а также отношения родства или свойства.
Пункт 2 ст. 20 Кодекса, кроме того, устанавливает:
4) суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Охарактеризуем указанные случаи признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.
Участие одной организации в другой
Вне судебной процедуры взаимная зависимость двух организаций может быть установлена налоговыми органами в том случае, если одна из них непосредственно и (или) косвенно участвует в другой не менее чем на 20%.
В ст. 20 Кодекса речь идет только о зависимости организаций при участии одной из них в другой, но не упоминается о возможности участия третьей организации в двух первых. Правила, по которым определяются доли участия организаций, неприменимы в любых ситуациях, где в разветвленных схемах взаимного участия появляются «замкнутые циклы» (например, компания А участвует в компании В, В участвует в С, а последняя участвует в компании А).
Налоговое законодательство отмечает только процентное участие, не принимая во внимание, что возможность давать обязательные для юридического лица указания может вытекать и из иных особенностей его статуса. Возможна ситуация, когда одно общество будет признано дочерним по отношению к другому, но они не будут рассматриваться как взаимозависимые лица с точки зрения Кодекса. Например, снижение доли участия, не связанное с утратой контроля за организацией, может быть осуществлено путем применения простой линейной схемы последовательного участия.
Взаимная зависимость по формальным признакам не может быть установлена между «неблизкими» родственниками, между двумя лицами, подчиняющимися по должности одному и тому же третьему лицу, между акционерами одной и той же компании и в ряде других случаев.
По формальным основаниям не может быть установлена взаимная зависимость:
- двух «сестринских» (являющихся дочерними по отношению к одной и той же «материнской») компаний;
- компаний с одними и теми же акционерами;
- компаний, управляемых одними и теми же лицами;
- между компанией и ее акционерами.
Регулируя данные отношения, законодатель установил возможность признания лиц взаимозависимыми, четко разделяя их на взаимозависимые юридические лица и взаимозависимые физические лица. Никаких «смешанных цепочек» не предусмотрено. Поэтому если владелец контрольного пакета акций общества с ограниченной ответственностью осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, такой акционер легко может манипулировать ценами в целях снижения налогового бремени. При этом к его отношениям с обществом не будут применяться нормы о взаимозависимости, поскольку он не является юридическим лицом..
В дальнейшем в налоговое законодательство могут быть внесены дополнительные поправки, которые расширят возможности установления взаимной зависимости на основе формальных признаков и детализируют правила расчета долей косвенного участия. Поэтому в настоящее время налогоплательщикам следует учитывать возможные риски при заключении договоров и соглашений.
Это тем более актуально, что во всех приведенных случаях, когда формальные признаки не позволяют установить взаимную зависи- мость, суды, скорее всего, согласятся с налоговыми органами и признают взаимную зависимость, что может повлечь масштабное доначисление налогов.
Зависимость по должностному положению
Подчинение одного физического лица другому по должностному положению, бесспорно, может образовать отношения взаимозависимости между ними. Трудовое право предусматривает как подчиненность, так и подконтрольность одного лица другому. Налоговое право указывает лишь на подчинение по должностному положению. Для целей налогообложения руководитель и подчиненный по отношению друг к другу являются взаимозависимыми лицами.
Разумеется, все работники организации так или иначе подчинены генеральному директору и каждый из них будет являться взаимозависимым лицом по отношению к нему. Это неограниченно расширяет круг взаимозависимых лиц, а столь широкое толкование позволяет налоговым органам злоупотреблять правом налогового контроля цен сделки.
Отношения брака, родства, свойства, попечительства
Это — третье основание признания лиц зависимыми между собой. Здесь ключевым вопросом является установление круга родственников, между которыми образуется налоговая взаимозависимость. По данному вопросу имеется отсылка к норме семейного законодательства, которая в нем заведомо отсутствует.
Так, Семейный кодекс РФ не содержит общего указания на то, какие лица являются родственниками, а какие — нет. Для целей налогообложения лица, состоящие в соответствии с семейным законодательством в брачных отношениях, являются взаимозависимыми лицами. В то же время для прекращения отношений взаимозависимости достаточно расторжения брака. Причем взаимозависимость прекращается не только между супругами, но и между всеми лицами, у которых она основывалась на отношениях свойства.
Признание лиц взаимозависимыми в судебном порядке
Кодекс содержит понятие реализации только применительно к деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 39), а применение данной нормы к гражданам, не являющимся предпринимателями, затруднено указанной неопределенностью (см. п. 2 ст. 20 Кодекса).
Поэтому решение этого вопроса зависит от позиции судебных органов.
Следовательно, весь спектр проблем, связанных с установлением статуса взаимозависимости, выявляет судебная практика, которая и дает ответы на поставленные вопросы. При этом налогоплательщику необходимо иметь в виду, что не ему, а налоговым органам необходимо устанавливать характер отношений между сторонами и доказывать в суде то, что эти отношения могут повлиять на результаты сделок.
Также необходимо учитывать, что в настоящее время складывается несколько противоречивая арбитражная практика по искам налоговых органов об определении взаимозависимости лиц. По одному и тому же вопросу разные судебные инстанции могут принять неоднозначные решения, поскольку решение отдается на усмотрение судьи.
Контроль ценообразования для целей налогообложения
Правила ценообразования предусмотрены Налоговым кодексом.
Налоговым органам предоставляется право контроля ценообразования лишь в следующих случаях:
• между взаимозависимыми лицами;
• по товарообменным (бартерным) операциям;
• при совершении внешнеторговых сделок;
• по сделкам, характеризующимся тем, что цены продавца по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) существенно (более чем на 20%) меняются в течение непродолжительного промежутка времени.
Следовательно, Кодекс определяет исчерпывающий перечень условий, когда налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен. Однако при этом у налогоплательщика возникает много вопросов из-за неясности используемой терминологии.
Законодательство о налогах и сборах позволяет учесть дополнительные обстоятельства, влияющие на цены конкретных сделок. Это колебания уровня потребительского спроса; истечение сроков годности или реализации товаров; маркетинговая политика компании; продвижение на рынок опытных моделей и др.
Поскольку в настоящее время отсутствуют соответствующие методики, немалое значение для их последующего применения имеют судебные решения. При этом одной из главных является проблема сопоставимости ориентироваться на цены сделок, совершаемых в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Но большинство сделок, как правило, обладает только им присущей индивидуальностью.
Таким образом, налогоплательщик должен учитывать возможные конфликты с налоговыми органами по поводу ценообразования. Он должен не только оценить своих торговых партнеров и операции с ними с точки зрения возможности применения к ним упомянутых контрольных процедур, но и заранее позаботиться об обосновании цен по отдельным сделкам.
С этой целью налогоплательщику следует постоянно отслеживать складывающиеся на рынке цены, подкреплять эти сведения данными из официальных источников, биржевыми котировками, маркетинговыми исследованиями и любыми другими документами. Обоснованием применяемых цен, которое может быть учтено налоговыми органами или судом, могут служить и внутренние документы (приказы, распоряжения) организаций по маркетинговой или ценовой политике.
Определение рыночной цены
Налоговые органы осуществляют контроль за ценами, которые устанавливают взаимозависимые лица. Статья 40 Кодекса позволяет им проверять, правильные ли цены в целях налогообложения установила организация, заключившая сделку с взаимозависимым лицом. Если организация установила цены, которые отклоняются от уровня рыночных цен более чем на 20%, налоговые органы вправе доначислить ей налоги и пени. При этом налоговые органы будут исходить из рыночных цен.
Цены на товары могут меняться. Поэтому при проверке отклонения цен взаимозависимых лиц от рыночных налоговый орган должен принимать во внимание только те сделки с идентичными (однородными) товарами, которые предшествуют контролируемым сделкам.
Возможно отсутствие официальных сведений о рыночных ценах на идентичные или однородные товары. В этом случае налоговые органы могут определить рыночную цену товаров у их продавца с помощью метода последующей реализации.
Налоговые органы должны определять рыночную цену на основании официальных источников информации. Таковыми являются: котировки на бирже; данные государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование; сообщения средств массовой информации. Если организация не согласна с той рыночной ценой, которую указал налоговый орган, можно привлечь независимого оценщика, у которого есть лицензия. Согласно законодательству процедура оценки является обязательной в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Таким образом, налоговые органы вправе доначислить налоги организации, заключившей сделку с взаимозависимым лицом только в случае, если цены по этой сделке для целей налогообложения отклонялись от рыночных более чем на 20%.
Но допустим, организация продала товары по ценам, которые значительно отличались от рыночных, а налоги исчислила исходя из рыночных цен. В таком случае налоговые органы не могут доначислить ей налоги, наложить штрафы и пени. При использовании трансфертного ценообразования между компаниями (даже если они взаимозависимы) можно снизить налоговые риски, если исчислять налоги исходя из рыночных цен.
Последствия контроля цен сделок
Каждая организация имеет право назначать любые цены на свою продукцию, однако уплачивать налоги она должна исходя из рыночных цен. Существуют основания для применения контроля цен сделок налоговыми органами (п. 3 ст. 40 Кодекса).
Для того чтобы применить такой особый порядок налогообложения, необходимо выполнение одновременно двух правил:
1) должен наступить хотя бы один их указанных выше случаев для применения контроля цен сделки налоговыми органами;
2) цены, примененные сторонами сделки, должны отклоняться в сторону повышения-или понижения более чем на 20% рыночной цены идентичных (однородных) товаров, работ или услуг.
Налоговые органы также вправе применять штрафные санкции, если в результате контроля цен было принято решение о доначислении сумм налога, т. е. за неуплату или неполную уплату налога организацию могут оштрафовать. В этом случае согласно ст. 122 Кодекса предусмотрено взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм налога.
Применение санкций по указанной статье правомерно, поскольку закон устанавливает обязанность налогоплательщика определять налоговую базу исходя из рыночной цены, в том числе по НДС, акцизам, налогу на доходы физических лиц и ЕСН. Однако по другим налогам, в частности налогу на прибыль организаций, применение штрафных санкций по ст. 122 Кодекса неправомерно и может быть оспорено налогоплательщиком. Поэтому следует уплачивать лишь сумму налога и пени.