1. Пределы налогового планирования
Налоговое планирование — это, с одной стороны, осознанные решения по снижению налоговой нагрузки и, с другой стороны, понимание вероятных последствий нарушения действующего законодательства, т. е. налоговых рисков. Понятие «риск» субъективно, в наиболее общем виде — это вероятность возникновения дополнительных налоговых обязательств для налогоплательщика.
Активные шаги налогоплательщика по снижению налоговых платежей связаны с прибыльностью бизнеса, но они также приводят к тем или иным действиям со стороны исполнительных органов государства.1 В приложении к налоговому производству речь идет о мощном арсенале способов и средств налогового контроля, предоставленных налоговым органам, которые должны установить ход осуществления большинства хозяйственных операций и порядок исполнения той или иной сделки. А в случае обнаружения факта незаконного уклонения от уплаты налогов собрать доказательную базу для привлечения налогоплательщика к ответственности.
|
|
Со стороны налоговых органов, кроме неодобрения «налоговой политики» налогоплательщика, возможны следующие действия:
• ограничение сферы применения налоговой минимизации;
• переквалификация сделок, т. е. признание их мнимыми или притворными;
• доказательство взаимозависимости организаций и физических лиц;
• контроль ценообразования для целей налогообложения;
• применение к налогоплательщику репрессивных мер в виде доначисления налогов, начисления пени и наложения санкций вплоть до уголовной ответственности.
Схематично рассмотрим некоторые положения из этого списка. Государство в условиях постоянных изменений законодательных актов стремится постоянно заполнять пробелы в законодательстве, поэтому
1 Существует негласное правило — чем ниже налоговая нагрузка, тем выше налоговые риски. Кроме того, чем меньше субъект платит налогов, тем больше к нему внимание государства. Особое внимание налоговых органов привлекает ситуация, когда предприятие резко снижает уровень уплачиваемых платежей в связи с мероприятиями налогового планирования.
прикрывая возможности для снижения налогов. Именно поэтому на долгосрочной основе нет смысла осуществлять налоговое планирование указанным способом.
К пределам налогового планирования относятся законодательные ограничения. Налогоплательщикам следует учитывать и исполнять следующие из них:
1) государственная регистрация, порядок которой регламентируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 02.07.2005). При этом для осуществления отдельных видов деятельности, предусмотренных законом, нужно получить лицензию. Порядок получения такого специального разрешения регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (ред. от 21.03.2005);
|
|
2)постановка на налоговый учет. Налогоплательщики должны встать на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83-86 Налогового кодекса);
3) применение контрольно-кассовой техники (машин). Если хозяйствующий субъект производит расчеты за товары, работы и услуги посредством денежных средств или платежных карт (как с населением, так и с организациями), ему придется применять указанную технику. Данный регламент и его особенности регулируются Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ;
4) сертификация товаров (работ, услуг). Многие производимые и реализуемые товары, работы и услуги подлежат обязательной сертификации. Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Данные отношения регулируются Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ;
5) ведение бухгалтерского и налогового учета. Порядок ведения бух
галтерского учета регулируется Федеральным законом «О бухгал-
терском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. В соответствии со ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести и налоговый учет.
Меры административного воздействия позволяют ограничить текущее налоговое планирование налогоплательщика. Налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и объяснений; они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций и т. д.
В российской действительности можно выделить также способы, при помощи которых государственные органы ограничивают сферу применения налогового планирования:
1)презумпция облагаемости, которая предусматривает, что налогом следует облагать все объекты, за исключением тех, которые прямо перечислены в законе;
2)доктрина «существо над формой», т. е. решающее значение при рассмотрении вопроса об уплате (неуплате) налогов имеет характер фактически сложившихся договорных отношений между сторонами, а не название договора;
3)доктрина «деловая цель», сущность которой заключается в том, что сделка, создающая налоговые преимущества, недействительна, если она не достигает этой цели;
4)право на судебное обжалование сделок налоговыми и иными органами.
Таким образом, можно признать, что основные средства борьбы государства с уклонением от налогообложения — это административная и судебная защита интересов бюджета. В рассматриваемом нами контексте решающее значение имеет право на обжалование сделок налоговыми органами.