Задание выполняется на отдельных стандартных листах, приготовленных преподавателем (при гарантиях анонимности возможно совместное обсуждение полученных результатов, возможно написание реферата с использованием этих материалов). Для удобства проведения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым придерживаться определенного порядка выполнения задания в виде таблицы. Студентам читаются 16 отдельных слов и словосочетаний, при стандартной инструкции.
Понятие | Пикто-грамма | Критерий адекватности (+ или -) | Критерий вос-произведения спустя отсроченный период (+ или -) | Критерий конкретности/ абстрактности образа в баллах (от 1 до 3) | Критерий стандартности/ оригинальности образа в баллах (от 1 до 3) |
веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, богатство, дружба, тяжелая болезнь, развитие, темная ночь, ум, разлука, теплый ветер, надежда, ядовитый вопрос, радость, одиночество, смелый поступок. |
Для получения основных экспериментальных результатов студенты обмениваются тетрадями и экспертным образом оценивают пиктограммы. Самый важный критерий – адекватности. Через час эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Засчитываются только полные и точные ответы.
|
|
Третий критерий – конкретность / абстрактность – так же оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту (от 1 – конкретность, до 3 – абстрактность).
Четвертый критерий – стандартность / оригинальность пиктограмм – также оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности, и в этом случае присваивается, соответственно – 1 балл.