Эволюция развития экономической науки

Экономика как категория зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Активное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма. Исследователи этапов развития экономической науки выделяют различные научные школы и направления (рисунок 1).

Меркантилизм – первая школа буржуазной экономической теории. Основными представителями эпохи заката феодализма (XVI – XVII вв.) были купцы. Им нужны были теории развития торговли и обогащения, и они получили их от меркантилистов. Наибольшего развития меркантилизма достигла Англия – в стране с самой передовой в то время экономикой. Видными представителями этой школы были англичанин Томас Ман (1571 - 1641) и француз Антуан де Монкретьен (1575- 1621).

Меркантилисты проповедовали следующие идеи:

- главным богатством общества является деньги (золото и серебро);

- главным источником этого богатства служит сфера обращения (торговля и денежный оборот);

- государство должно помогать обогащению общества своей активной и целенаправленной экономической политикой.

Недостатком данной теории является преувеличение хозяйственного значения сферы обращения и недооценка сферы производства.

Рисунок 1 - Основные этапы развития экономической теории

Классическая школа физиократов, или классическая буржуазная политическая экономия. Видные представители этой школы – французские экономисты XVIII в. Франсуа Кенэ (1694 - 1774) и Анн Роббер Жак Тюрго (1727 - 1781).

Физиократия означает власть природы. В отличие от меркантилистов, Ф. Кенэ и его последователи источником богатства общества считали производство, а не обращение. Но при этом единственной производительной отраслью, по их мнению, было сельское хозяйство – сфера, где создается новое богатство (так называемый «чистый продукт»). Промышленность и другие неземледельческие отрасли определялись как «бесплодная сфера», которая не приносила ничего нового, лишь преобразует продукты природы и земледелия. Аграрный сектор Франции находился в то время в кризисном состоянии, а промышленность обслуживала в основном сферу обращения. В этих условиях физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике и его эффективное развитие на капиталистической основе.

Рыночная школа классиков. Яркими представителями этой школы были шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 - 1790) и английский экономист Давид Риккардо (1772 - 1823). В отличие от физиократов они полагали, что всякое производство (а не только земледелие) увеличивает богатство общества, т.е. служит источником прибыли, и выдвигали ряд новых концепций, из которых наиболее актуальной и в настоящее время является стимулирование хозяйственной деятельности человека. Основные идеи рыночной школы классиков: источник богатства общества – это производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития возможны при свободной и конкурентной рыночной экономике, без вмешательства в нее государства.

Марксистская экономическая теория. Основоположники теории – немецкий экономист и социолог Карл Маркс (1818 - 1883) и его соратник Фридрих Энгельс (1820 - 1895) – дали анализ капиталистической системы хозяйствования. Основные идеи данной экономической теории: капиталистическое производство несостоятельно; частную собственность на средства производства, эксплуатацию рабочих, кризисы необходимо уничтожить и построить социализм с общей собственностью и руководством экономикой во благо всего общества.

Линия «экономикс». В противоположность непримиримо и революционно настроенным марксистам, некоторые западные экономисты конца XIX – начала XX вв. предлагали идею особого направления в экономике – «экономикс», сторонники которого взяли курс на сознательный уход от классов-политических оценок экономических процессов и отказ от идеологизации в экономике.

Неоклассическое направление «экономикс», основоположникомкоторого был английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924) возникло в 70-е годы XIX в. Представители этого направления обосновывали и защищали известный классический принцип – конфронтацию (противостояние) в экономике, а главная идея состояла в том, что частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. Государству не следует вмешиваться в конкурентный рыночный механизм, оно должно лишь создавать благоприятные условия для его действия.

Кейнсианское направление «экономикс» сформировалось в 30-х годах ХХ в. И названо по имени английского экономиста Джона Кейнса (1883 - 1946).

Разрушительный экономический кризис 1929 – 1933 гг. позволил экономистам, представляющим это направление, сделать следующие выводы:

- рынок не способен обеспечить стабильность экономического роста и успешное решение социальных проблем;

- государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость населения и высокий рост производства.

Кейнсианство и неоклассицизм в ХХ веке были основными конкурентами в экономике по вопросу об экономической роли государства.

Ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истину. Каждая школа страдает односторонностью и преувеличениями, отражает интересы определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество в своем развитии не должно опираться только на какую-либо одну экономическую теорию.

1.1.3 Общественное производство и его основные стадии

Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный комплекс разнообразных явлений и процессов, состоящий из четырех основных стадий: производства, распределения, обмена и потребления (рисунок 2).

Рисунок 2 – Основные стадии общественного производства

Производство – исходная, ключевая фаза экономического оборота (без него невозможно существование всех остальных стадий), в которой происходит создание материальных благ (продукции, товаров и услуг, необходимых человеку).

В процессе распределения устанавливается доля каждого человека в произведенных продуктах. Эта доля зависит от общего количества созданных благ и конкретного вклада отдельного экономического субъекта (т.е. действующего лица) в производство.

Обмен - это система, позволяющая производителям обмениваться продуктами своего труда и осуществляющая движение материальных благ и услуг от одного субъекту к другому, а также форма общественной связи производителей и потребителей. Обмен в современных обществах рационально и удобно совершается через куплю-продажу товаров и услуг с применением денег.

Потребление – это использование созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Различают производительное и личное потребление. Производство – это основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества. Распределение и обмен – это сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Производство, являясь первичной стадией, «служит» потреблению, которое представляет собой конечную цель и мотив производства: поскольку в процессе потребления продукт используется, то потребление диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развития потребностей является движущей силой развития производства. Распределение и обмен продукта зависит от производства, так как распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но в то же время распределение и обмен не пассивны по отношению к производству, а оказывают на него активное воздействие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: