Внутренняя и внешняя политика Дж.Нерру

Проведение ряда экономических мер, направленных на ограничение позиций иностранною капитала и постепенное преобразование строя докапиталистических отношений в земледелии, установка на преимущественное развитие государственного сектора, развитие различных форм государственного контроля и регулирование частного сектора, поддержку мелкого предпринимательства в различных сферах народного хозяйства, проведение антиимпериалистических и антифеодальных социально-экономических преобразований — все это заложило основы экономической независимости страны. Это соответствовало концепции «смешанной экономики», провозглашенной Дж. Неру. Экономическая политика Национального конгресса 50-х—середины 60-х годов явилась важной составной частью внутри и внешнеполитического «курса Неру».

Среди основных внутриполитических мероприятий, проведенных после принятия Конгрессом резолюции о построении «общества социалистического образца», было осуществление реформы административно-территориального деления Индии, направленной на смягчение остроты национального вопроса.

Административно-территориальная реформа 1956 гг.

Согласно Конституции Индии, было образовано 28 штатов, которые сгруппировались в три большие группы («А», «В» и «С»). В новом административно-политическом делении зафиксированы результаты ликвидации княжеств, однако новые штаты не были построены на национальной основе. Борьба за решение национального вопроса все больше переплеталась с массовым движением, прежде всего с борьбой крестьян.

1953—1956 гг., произошел пересмотр административно-территориального деления Индии. В мае 1953 г. Рабочий комитет Национального конгресса принял постановление о создании специальной правительственной комиссии для подготовки предложений о реорганизации штатов с учетом этнического состава населения. В декабре того же года была создана Комиссия по реорганизации штатов. с 1 ноября 1956 г. новый закон об административно-территориальном делении Индии вошел в силу. Было создано 14 новых штатов и 6 территорий, управляемых центральным правительством.

Чтобы усилить центростремительные тенденции, было принято решение о создании пяти зон с зональными советами, в которые входят представители центрального правительства и правительств соответствующих штатов. Зональные советы занимаются вопросами координирования и планирования, программами экономического развития различных штатов, а также проблемами национальных меньшинств в штатах, разрешают пограничные опоры, вопросы, связанные с совместным использованием комплексных гидроэнергетических систем, транспортной сети и т. д.

Проведение административно-территориальной реформы 1956 г. не привело к решению национального вопроса в Индии. Борьба за создание штатов на лингвисти ческой основе продолжалась прежде всего в тех районах, где было сохранено административное деление на многоязычной основе (Бомбей, Ассам, Пенджаб).

Кроме движения за создание штатов на этнической основе вторым важнейшим аспектом борьбы по национальному вопросу в Индии была проблема государственного языка. Еще в 1949 г. конституционная ассамблея почти единогласно постановила, что хинди будет государственным языком страны, а английский останется в качестве официального второго государственного языка на 15-летний срок. В июне 1955 г. президент Индии назначил Комиссию по государственному языку во главе с Б. Г. Кхером. Комиссия должна была сделать рекомендации, принимая во внимание экономическое, культурное и научное развитие Индии, а также интересы населения, проживающего в нехиндиязычных районах. Комиссия одобрила положения конституции о языке и указала, что английский язык невозможно использовать в качестве средства обучения широких масс населения Индии. Хинди же рекомендовался в качестве государственного языка исходя из того, что на нем может говорить наибольшая часть населения страны. Эти решения вызвали значительную оппозицию в буржуазно-националистических кругах, в особенности в Южной Индии. Повсеместно прошли демонстрации против введения хинди в качестве обязательного языка школьного обучения. Проблема языка, на котором должно вестись обучение и делопроизводство, с конца 50-х годов стала важным аспектом внутриполитической борьбы в стране.

Крестьянское движение в период поведения аграрных реформ. Рабочее движение. Компартия Индии в 1952-1962 гг. Рост стачечной борьбы свидетельствовал о значительной активизации профсоюзов. Развертывание массового рабочего и крестьянского движения в стране во многом определялось расширением влияния Компартии Индии (КПИ).

Внутренняя политика правительства Неру, в конечном счете направленная на создание экономического фундамента независимости и преодоление колониального наследия в социальной, культурной и политической жизни Индии, упрочила популярность Национального конгресса. Это обстоятельство, а также умело проведенная предвыборная агитационная кампания обеспечили правящей партии увеличение голосов на выборах в парламент, а также в законодательные собрания штатов. В Народной палате парламента Индии Конгресс расширил свое абсолютное большинство, а в законодательных собраниях штатов завоевал 65,1% всех мест.

Народно-социалистическая партия, а также другие правосоциалистические группировки потерпели сокрушительное поражение на выборах в центральный парламент, хотя и заняли второе место после Национального конгресса по общему числу мест в законодательных органах штатов

Важнейшие реформы были намечены в сфере сельского хозяйства и народного образования. Правительство издало указ, запрещавший сгон арендаторов с их земельных участков, а также провело законодательство о ликвидации помещичьего землевладения — дженми. Среди безземельных крестьян были распределены земли из государственного фонда. Одновременно был подготовлен и внесен на рассмотрение законодательного собрания всеобъемлющий закон об аграрной реформе, направленный на ограничение помещичьего землевладения, передачу прав собственности арендаторам и наделение землей батраков.

В области народного образования правительство попыталось поставить под государственный контроль частные школы и колледжи.

Аграрная реформа и меры в области просвещения вызвали яростные нападки со стороны правой оппозиции, в особенности католической церкви, а также индусских шовинистов, объединявшихся вокруг организации «Общество служения наярам» (одна из высших каст в Керале). Оппозиция организовала в течение 1957—1959 гг. многочисленные (митинги, демонстрации, харталы протеста и т. д., стремясь нарушить нормальную жизнь в штате, спровоцировать беспорядки и тем самым создать предлог для вмешательства центральных властей.

Летом 1959 г. объединенной оппозиции во главе с Конгрессом, при поддержке как местных реакционных сил, так и центра удалось спровоцировать беспорядки и частично нарушить нормальное функционирование государственного аппарата. В июле 1959 г. под предлогом нарушения «закона и порядка» было введено так называемое президентское правление, Законодательное собрание распущено, правительство смещено, а на смену ему пришел «кабинет чиновников», назначенный губернатором, который обладал полномочиями до следующих досрочных выборов в законодательные органы штата, назначенные на 1960 г.

Успехи левых сил на вторых всеобщих выборах, образование и деятельность правительства коммунистов в Керале оказали всеобщих выборов воздействие на расстановку в стране социально-политических сил. Непосредственной реакцией правого крыла внутри правящей партии был выход из нее некоторых консервативно настроенных лидеров (Ч. Раджагопалачария, Н. Г. Ранга и др.) и основание ими в августе 1959 г. новой правой политической организации — реакционной партии «Сватаитра» («Независимая»). Во главе партии встали Раджагопалачария, Ранга, а также бывший правый социалист Масани. Лидеры новой партии с самого начала открыто выступили против многих демократических начинаний правительства Неру, включая проведение аграрных реформ, преимущественное расширение государственного сектора и др. Они решительно возражали против внедрения планового начала в руководство экономической жизнью Индии, рьяно защищая частную собственность и «свободу предпринимательства». В области внешней политики они ратовали за пересмотр курса позитивного нейтрализма, за переориентацию на Запад. «Сватантра», представлявшая политическую организацию крупной буржуазии, помещиков и бывших князей, стала притягательным центром всех реакционных сил в Индии.

Активизация «Джан сангха» и других индусских коммуналистских организаций способствовала расширению деятельности мусульманских реакционных религиозно-общинных организаций, в первую очередь «Джамаат-и-ислами хинд» («Совет индийских мусульман») и «Маджлис иттихад уль-муслимин» («Союз воинствующих мусульман»), которые, так же как и «Джан сангх», выступили против прогрессивных социально-экономических преобразований в промышленности и сельском хозяйстве.

Усилилось и вмешательство в политическую жизнь христианской церкви

Параллельно с ростом коммунализма в Индии стали обостряться конфликты на кастовой основе.

Внешняя политика Индии в 1950-1964 гг.

После образования Республики Индии в ходе внешнеполитических акций правительства и складывавшихся новых международных связей оформилась внешнеполитическая концепция Неру, определявшаяся как политика позитивного нейтрализма, основу которой составляет неприсоединение Индии к двум противостоящим друг другу мировым политическим блокам. Индия стремилась занять свое место в системе международных отношений, выступая с позиции освободившихся стран.

Линия поддержки национально-освободительного движения в афро-азиатском мире, защиты интересов суверенного экономического и политического развития стран «третьего мира» с большей или меньшей последовательностью проводилась и в годы, когда начал формироваться «курс Неру» в индийской политике.

Индия внесла определенный вклад в прекращение конфликта в Корее, хотя ее позиция как непостоянного члена Совета безопасности ООН на начальной стадии конфликта, в 1952 г., не всегда была последовательной. Индийское правительство выступило против обвинения Китая в агрессии в Корее, а затем активно содействовало установлению перемирия и урегулированию вопроса о военнопленных.

Еще более последовательно Индия выступила за прекращение войны в Индокитае, способствовала подписанию Женевских соглашений и последующему частичному урегулированию отношений в этом районе Юго-Восточной Азии в 1954— 1956 гг.

На международной арене Индия неизменно активно выступала за прекращение различного рода локальных конфликтов, за всеобщий и длительный мир, против создания военных блоков и баз, пребывания иностранных войск на территории других государств.

Хотя Индия отвергла американскую военную помощь, но в 1951—1952 гг. подписала ряд соглашений о техническом сотрудничестве с США, которые тем самым создали основу для американского проникновения в различные сферы внутренней жизни страны.

Отношения Индии с социалистическими странами развивались по линии все большего расширения сотрудничества во всех областях. В 1955 г. состоялся обмен визитами руководителей Индии и СССР, положивший начало регулярному обмену правительственными делегациями на различных уровнях. Развивались отношения Индии с другими социалистическими странами, включая КНР.

В 1954 г. было подписано соглашение между Индией и Китаем о Тибете, которое устраняло разногласия, существовавшие по вопросу о статусе этого района Центральной Азии, и содержало пять принципов мирного сосуществования («панчашила»). За этим последовали взаимные визиты правительственных делегаций, укрепившие дружественные отношения между обеими странами.

Однако наметившийся в 50-е—60-е годы поворот во внутренней и внешней политике Пекина постепенно привел к ухудшению индокитайских отношений и даже к пограничному конфликту в 1959 г., спровоцированному китайской стороной. В 1962 г. пограничный конфликт вспыхнул с новой силой и привел к серьезным военным столкновениям на границе. События 1962 г. отрицательно сказались и на внутриполитическом положении Индии, поскольку активизировалась деятельность всех антисоциалистических и антикоммунистических сил в Индии, и на ее внешнеполитических позициях, так как происшедшее в ходе конфликта сближение КНР с Пакистаном затруднило достижение индийско-пакистанского соглашения, прежде всего по вопросу о Кашмире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: