double arrow

Структура административного процесса - это совокупность отдельных производств, каждое из которых характеризует определенную последовательность процессуальных действий


В определении структуры административного процесса содержится термин «производство», мы с вами его уже рассматривали. И так, административное производство - это регламентированный положениями нормативно правовых актов порядок деятельности органов (должностных лиц) по решению административных дел.Поэтому, административный процесс состоит из отдельных производств. Учитывая факт наличия в общественной жизни и деятельности государственных органов большого количества административных производств, новые виды которых появляются наряду с развитием общественных отношений между лицом и государством и внутри государственных органов, актуальным является вопрос разработки классификации административных производств.

На данный момент мы можем выделить такую классификацию:

1. В зависимости от субъекта рассмотрения дела,можно выделить:

1) административные производства, которые реализуются в деятельности судов. Речь идет о деятельности:

а) местных судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

б) а также:

- споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности;




- споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, освобождения с публичной службы;

- споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры, которые возникают по поводу заключения и выполнения административных договоров;

- споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом;

- споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.

2) административные производства, которые реализуются в деятельности органов публичной администрации.

Это намного более многочисленная группа производств, среди которых можно выделить:

- об административных правонарушениях (которые рассматриваются в административном, а не в судебном порядке);

- о выдворении за пределы РФ иностранцев;

- об административном обжаловании;

- нормотворческие;

- разрешительные;

- регистрационные;

- контрольные;

- аттестационные и тому подобное.

2. Руководствуясь характером административного дела, целесообразно различать юрисдикционные и неюрисдикционные (процедурные) производства.

Юрисдикционные административные производства(от. лат. jurisdiction -совокупность полномочий рассматривать и решать правовые споры и дела о правонарушении) - это производства, направленные на решение дел об административных правонарушениях и других правовых спорах. Другими словами, этот вид административных производств имеет место тогда, когда речь идет о решении дел, в основе которых есть нарушение норм права.



Виды юрисдикционных административных производств:

а) производство по делам об административных правонарушениях;

б) производство в административных судах по поводу обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий;

в) дисциплинарные производства;

г) производство по жалобам граждан и тому подобное.

Неюрисдикционные (процедурные) административные производства – производства направленные на решение дел позитивного характера, которые возникают в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов публичной администрации. Другими словами, этот вид административных производств имеет место тогда, когда речь идет о решении дел, не связанных с фактами правонарушений и правовых споров.

Виды неюрисдикционных административных производств:

а) нормотворческие производства - деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) относительно подготовки и принятия правовых актов;

б) учредительные производства - деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) относительно создания, реорганизации, ликвидации предприятий, учреждений, организаций и других структур;

в) правоприменительные производства - деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) относительно решения административных дел с применением норм административного права. Например: применение мер поощрения и стимулирования;



г) регистрационные производства - деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) относительно официального признания законности соответствующих действий или нормативно правовых актов. Регистрация — акт официаль­ного признания законности соответствующих действий и правовых актов, осуществляемых, как правило, органами федеральных служб, подведомственных Министерству юстиции РФ и МВД России. В част­ности, органы юстиции осуществляют государственную регистрацию нормативных актов органов исполнительной власти, регистрацию уставов общественных и религиозных объединений. Что касается нормативных актов, то имеются в виду те из них, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан и носят межведомствен­ный характер.

д) аттестационные производства - деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) относительно определения соответствия объектов аттестации требованиям (критериям), необходимым для функционирования в определенной сфере;

є) контрольно-наблюдательные производства - деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) относительно осуществления контроля и надзора в сфере государственного управления и тому подобное.

ж) лицензионно-разрешительные производства - В Российской Феде­рации отдельные виды деятельности осуществляются предприятия­ми, организациями и учреждениями независимо от организационно- правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Основы лицензиро­вания установлены Федеральным законом «О лицензировании от­дельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.

з) производство по принятию правовых актов управления. Это — пример административных процедур, используемых преимуще­ственно в интересах наиболее эффективной работы исполнительного аппарата по применению административно-правовых форм и адми­нистративно-правовых методов реализации исполнительной власти.

Более подробно юрисдикционные и неюрисдикционные производства мы рассмотрим далее.

3. В зависимости от характера урегулированностипроизводства можно поделить на обычные и упрощенные. Стоит отметить, что обычные производства – типичные варианты производств, которые имеют все составляющие части (стадии, этапы, действия), а упрощенные производства характеризуются минимально необходимым количеством процессуальных элементов. Как пример упрощенного производства можно привести производство по делам о некоторых административных правонарушениях.

Производство может быть ускоренным при обязательном наличии сразу трех условий: если совершено одно из правонарушений, которое считается незначительным; если за данное деяние на виновного может быть наложено такое взыскание, как предупреждение или штраф; если гражданин не оспаривает налагаемое на него взыскание. Иными словами, когда гражданин не признает себя виновным или считает применяемую санкцию необоснованно суровой, дело должно быть разрешено не в упрощенном, а в общем порядке.







Сейчас читают про: