double arrow

Задержанное психическое развитие

По данным НИИ дефектологии РАО, примерно 80% случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности, включая дебильность и так называемую задержку психического развития. Достаточного уровня школьной зрелости в 6-летнем возрасте достигают менее 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей отмечается у каждого 10-го ребенка школьного возраста (Т.Я.Сафонова, А.Д.Фролова). По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14-15%, а количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. К 2000 году число дошкольников с ЗПР составляло 25% от детской популяции.

Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е гг. Острейшая необходимость разработки теоретического аспекта проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами педагогической практики. Переход школы на новые усложненные программы усугубил проблемы стойко не успевающих учащихся. В то же время развертыванию комплексного клинико-психолого-педагогического изучения обозначенной детской категории способствовал накопленный к этому времени опыт углубленной разработки проблем дифференциальной диагностики. В конце ХХ века специальная психология и педагогика располагают рядом исследований, посвященных изучению психологических особенностей детей с ЗПР:

  • памяти (Н.Г.Поддубная,1975; Н.Г.Лутонян,1977; В.Л.Подобед,1981);
  • речи (В.И.Лубовский,1978; Е.С.Слепович,1978; Р.Д.Триггер,1981; Н.Ю.Борякова,1983);
  • мышления (Т.В.Егорова,1975;С.А.Домишкевич,1987; И.А.Коробейников, 1980; Т.А.Стрекалова,1982);
  • игровой деятельности (Л.В.Кузнецова,1984; Е.С.Слепович,1990);
  • учебной деятельности (Г.И.Жаренкова, 1975; С.Г.Шевченко,1994);
  • личности (Е.Е.Дмитриева, 1990; Е.Н.Васильева, 1994; Г.Н.Ефремова, 1997).

И все же на сегодняшний день психолого-педагогический аспект многих проблем задержки психического развития дошкольников продолжает оставаться мало разработанным:

  • нет теоретически обоснованной и практически целесообразной системы диагностики ЗПР у дошкольников,
  • нет общепринятой достаточно конкретной классификации ЗПР с учетом взаимодействия биологических и социальных факторов,
  • не изучены специфические особенности психики детей различных форм ЗПР в сравнении с нормой и олигофренией,
  • не изучены возможности психического продвижения детей с ЗПР в различных педагогических условиях,
  • нет научно обоснованных программ педагогической коррекции различных форм задержки (У.В.Ульенкова, 1990),
  • низкий уровень дифференциальной диагностики затрудняет возможности успешного отграничения детей с ЗПР от детей "группы риска".

Подобная ситуация не облегчает работу школ и дошкольных учреждений с такими детьми.

Изучение Т.А.Власовой и В.И.Лубовским зарубежного опыта исследований детей, испытывающих трудности в обучении, показало, что однозначной трактовки сущности и причин этих затруднений нет. В США, Англии, Германии эта категория детей обозначалась как "дети с трудностями в обучении", "дети, имеющие недостаточные способности к обучению", "неприспособленные", "педагогически запущенные", "дети с нарушением поведения", "дети с минимальными повреждениями мозга". Отечественные медики, психологи и педагоги учитывают различные аспекты этой проблемы. Исследования Г.Е.Сухаревой, Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, В.И.Лубовского, К.С.Лебединской позволили выделить особую категорию детей с задержкой темпа психического развития. Сам термин "задержка психического развития" был предложен Г.Е.Сухаревой. Основываясь на положениях Л.С.Выготского, В.В.Лебединский предложил типологию нарушений психического развития, где среди прочих типов присутствует тип задержанное развитие. Некоторые исследователи (И.А.Юркова, М.С.Певзнер) отождествляют психофизический инфантилизм с задержкой психического развития. Психиатры для обозначения указанной категории детей используют термин "смешанное специфическое расстройство". В настоящее время в психологической и педагогической практике понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. Патогенетической базой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение ЦНС и ее резидуально-органическая недостаточность (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, И.Ф.Марковская, и др.). Другой причиной может быть функциональная незрелость ЦНС (Н.Ю.Борякова,2000).

ЗПР возникает, как правило, в связи с экзогенными вредностями. Неблагоприятные факторы внешней среды приводят к нарушению темпа развития наиболее молодых отделов нервной системы. В большинстве случаев симптомы обратимы.

Вероятные причины ЗПР у детей:

  • легкие внутриутробные поражения,
  • легкие родовые травмы,
  • эндокринные нарушения,
  • хромосомные абберации (по последним данным, на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями),
  • тяжелые кишечно-желудочные заболевания на ранних этапах жизни ребенка,
  • недоношенность,
  • близнецовость,
  • алкоголизм родителей,
  • психические заболевания родителей,
  • патологические черты характера у родителей,
  • постнатальные заболевания воспалительного и травматического характера,
  • асфиксии.

У.В.Ульенкова приводит цифровые данные распределения причин ЗПР по степени значимости:

67,32% - патология внутриутробного развития и тяжелые заболевания на первом году жизни,

39% - внутриутробные инфекции,

33% - родовые и постнатальные травмы,

14% - стрессы во время беременности,

до 14% - генетический фактор.

Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, Т.А.Власова, Е.С.Иванов и др. в качестве первопричины ЗПР называют:

  • церебральные астении (астеническая ЦНС, характеризующаяся повышенной утомляемостью, истощаемостью, низкой работоспособностью, быстрым выключением из деятельности, колебаниями внимания, вялостью, пассивностью, может быть возбудимость, неуравновешенность,двигательные беспокойства, суетливость),
  • аффективную расположенность,
  • психопатоподобные расстройства.

Л.О.Бадалян в число причин ЗПР включает педагогическую запущенность, понимая под этим недостаточность развития функций и педагогического воздействия в целом. Педагогическая запущенность развивается на определенных этапах, а именно в период интенсивного развития функций (сензитивный период), например при становлении речи. Другой причиной ЗПР может быть информационный голод (недостаточность зрительных, слуховых, эмоциональных и др. раздражителей).

Н.Н.Данилова указывает на острый и хронический стресс как на возможную причину ЗПР, т.к. он способен тормозить и деформировать развитие и протекание когнитивных процессов.

В.В.Ковалев дифференцирует возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности следующим образом:

  1. соматовегетативный (0-3 года);
  2. психомоторный (4-10 лет);
  3. аффективный (7-12 лет);
  4. эмоционально-идеаторный (12-16 лет).

Для каждого из этих уровней характерны свои преимущественные "возрастные" симптомы. По выражению И.А.Скворцова, растущий организм на каждом возрастном этапе "одевает" заболевания мозга в новые "одежды" внешних проявлений в соответствии со степенью зрелости тех образований НС, которые организуют болезненный ответ. Незрелость "отвечающих" образований, неспособность их обеспечить адекватную реакцию организма, что нередко характерно для первых недель и месяцев жизни, могут превратить "одежды" клинической картины заболевания в "шапку-невидимку": болезнь не проявляет себя до той поры, пока незрелые образования "не понадобятся". Степень вредоносности неблагоприятных факторов зависит также от "возраста" мозга, подвергнутого их воздействию. Наиболее опасна встреча с ними в критические периоды формирования мозга. В этом случае мозг "выходит из расписания " своего развития. Формирование важнейших функций не успевает "укладываться" в отведенный для этого оптимальный возрастной период, нарушается преемственность двигательных автоматизмов: новые запаздывают, а старые не уходят и мешают выполнению новых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: