На тяжесть задержки влияют:
- характер патогенного фактора, время его воздействия и интенсивность (сила);
- социальные условия, в которых живет и воспитывается ребенок.
Г.Е.Сухарева (1959) с позиций патогенеза (происхождения патологии) нарушений развития личности различает три вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие.
Л.Каннер (1955) выделяет недоразвитие и искаженное развитие.
Я.Лутц (1968) выделяет пять типов нарушений:
- необратимое недоразвитие - олигофрения,
- дисгармоническое развитие - психопатия,
- регрессирующее развитие - прогрессирующие дегенеративные заболевания, злокачественная эпилепсия,
- альтернирующее развитие - состояния асинхронии как в виде ретардации, так и акселерации (наблюдается при самой различной соматической и психической патологии),
- измененное по качеству и направлению развитие - шизофрения.
Г.К.Ушаков (1973) и В.В.Ковалев (1979) выделяют: а) ретардацию,т.е. замедленное или стойкое психическое недоразвитие, как общее, так и парциальное (частичное); б) асинхронию как неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации.
|
|
В.В.Лебединский (1985), основываясь на классификациях Г.Е.Сухаревой и Л.Каннера, выделяет:
1.Общее стойкое недоразвитие
Для этого варианта типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития. Типичный пример этого типа - олигофрения.