Инфляция: виды, причины, социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика

Термин «инфляция» (от лат. «вздутие») означает разбухание бумажно-денежного обращения. Наиболее общее, традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост цен.

В определении инфляции необходимо подчеркнуть, что это постоянный, устойчивый рост цен. Рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди различных причин важно выделить действительно инфляционные. Если цены выросли вследствие сезонных колебаний, стихийных бедствий и т.п., то данный рост цен не является инфляционным.

Второй момент, инфляция – это явление характерное для бумажного денежного обращения. (Надо отметить, что ряд авторов считает, что инфляция возможна и когда в качестве денег выступает золото.Попытайтесь выработать свою точку зрения).

В-третьих, инфляция – это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства, это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.

Причины инфляции многообразны. Представители основных направлений современной экономической теории расходятся в оценках значимости того или иного фактора, порождающего инфляцию. Монетаристское объяснение инфляции исходит из количественной теории денег, согласно которой всякое увеличение денежного предложения, превышающее темпы роста валового национального продукта, неизбежно порождает рост цен. Причина такой инфляции - экспансионистская денежная политика центрального банка и рост расходов правительства. Поэтому главным направлением антиинфляционной политики монетаристы считают сокращение правительственных расходов и жесткие денежно-кредитные ограничения. По их мнению, главной задачей центрального банка является поддержание устойчивых цен и стабильной денежной системы, допускающее рост денежного предложения только в соответствии с долговременным темпом роста ВВП. Это и есть, на их взгляд, то главное «правило», которым должно руководствоваться правительство, невзирая на характер экономической конъюнктуры, уровень безработицы и социальную обстановку.

Кейнсианская теория инфляции также связывает ее с давлением денежного спроса. Однако эта теория исходит из того, что не всякое увеличение денежного (или эффективного) спроса вызывает инфляцию. Увеличение количества денег в обращении в условиях неполной занятости, высокого уровня безработицы, согласно этой теории, может стимулировать рост производства, но не затрагивать цены. Подлинная инфляция, с точки зрения кейнсианцев, появляется лишь тогда, когда достигнуто полное использование человеческих и производственных ресурсов, и дальнейшее увеличение денежного спроса ведет не к росту производства, а к росту цен.

Многие современные экономисты при анализе инфляции и разработке антиинфляционных предложений акцентируют внимание на роли издержек и зачастую ключевым элементом, приводящим в движение инфляционную спираль, считают заработную плату. Механизм непрерывного повышения цен, по их мнению, оказывается встроенным в современную экономику корпораций и работающих с ними профсоюзов.

Сторонники институциональных теорий, которые в наше время получают все большее распространение, главной причиной инфляции считают чрезмерность государственных расходов, порождаемую интересами определенных групп населения, политических партий и правящей бюрократии. Институционалисты считают, что главное в противодействии инфляции - это свобода конкуренции и «чистые» рыночные отношения как в сфере индивидуального, так и в сфере общественного выбора. Особое внимание они уделяют тем факторам либерализации экономики, которые способны были бы ограничить рост государственного вмешательства в нее. По их мнению, именно государственная бюрократия заинтересована в увеличении государственных расходов, расширении государственного вмешательства в экономику. Следовательно, от нее нельзя ожидать действительного контроля или ограничения роста расходов. Необходимые ограничения должны быть внесены извне в виде соответствующих и конституционно закрепленных правил, которые бы защитили рыночную систему от чрезмерного влияния государства. В качестве главных ограничителей обычно предлагается: законодательно утвержденная граница роста государственного долга, размер бюджетного дефицита, а также пределы увеличения доли государственных расходов.

Виды инфляции можно классифицировать по различным критериям.

1) по темпам роста цен на товары:

· ползучая (умеренная): рост цен до 10 % в год. Такая инфляция контролируется, даже сопровождается ростом деловой активности (стимулирует модернизацию, ввод нового оборудования).

· галопирующая: рост цен от 10% до 200 % в год. Деньги начинают терять свою ценность.

· гиперинфляция: рост цен свыше 200 % в год или 50 % в месяц. Инфляция становится неуправляемой. Цены пересматриваются каждый день. «Бегство от денег» в реальные ценности.

2) по степени расхождения роста цена на различные товары:

· сбалансированная: происходит пропорциональный рост цен на все товары.

· несбалансированная: рост цен происходит в разных пропорциях. Возникают трудности у производителей в определении затрат на производство. Сложно определить выгодные сферы производства.

3) по степени предсказуемости:

· ожидаемая инфляция – прогнозируется (предсказывается) заранее. Например, если все фирмы и население знают, что цены вырастут в 100 раз, то и на свои товары требуют повышения цен в 100 раз (станки, оборудование, рабочая сила, услуги).

· неожиданная инфляция – внезапный скачок цен, превышение фактического темпа инфляции над ожидаемым.

4) по форме проявления:

· открытая инфляция – открытый, явный рост уровня цен, падение покупательной способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины.

· подавленная инфляция – существовала в СССР. Проявляется в товарном дефиците, очередях, росте цен на «черном» рынке. Все это при неизменном уровне цен, который удерживается командными методами.

5) по воздействию спроса и предложения:

· инфляция спроса – избыток денег в экономике приводит к росту спроса, а следовательно, к росту цен.

· инфляция издержек (предложения) – рост цен в результате роста издержек производства. Инфляция предложения (издержек) возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции (рост цен на сырье, ресурсы), что ведет к сокращению совокупного предложения. В этом случае цены растут, а объем производства сокращается.

Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить лишь ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.

От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т.е. социальной защите населения путём компенсации и индексации его доходов.

Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Этот комплекс можно подразделить на две группы. Первая — антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая — антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.

Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени.

Первостепенное значение здесь отводится уменьшению инфляционных ожиданий, в частности, адаптивных ценовых. Это достигается двумя наборами методов: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.

Второй компонент антиинфляционной стратегии – долгосрочная денежная политика. Целью последней является регулирование прироста денежной массы, а методами – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

Третьим важнейшим компонентом антиинфляционной стратегии является бюджетная политика. Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методы сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации опять же двояки. Во–первых, увеличение доходов бюджета. Во–вторых, уменьшение расходов государства.

Еще одним блоком антиинфляционной стратегии является защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования платежного баланса, а также регулирование валютного курса.

Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.

Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

В зависимости от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различные блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: