Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. С середины 60-х годов стали применяться общие для всей экономики мероприятия по прямому и косвенному регулированию цен.
Прямое регулирование проводилось в рамках политики доходов. Условно можно выделить два направления политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы, цен и прямой контроль над ними. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль – косвенно через цены.
Контроль обычно применялся путем принятия законов об одновременном «замораживании» на определенный срок цен и заработной платы. По отношению к наемным работникам политика доходов носит более дискриминационный характер, поскольку государственные органы и производители охотнее контролировали зарплату, нежели цены. Практически осуществить контроль над ценами гораздо труднее, чем над зарплатой, так как существует множество товарных групп.
|
|
Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт. Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной платой, правительство организует переговоры между администрацией крупных пред- приятий и профсоюзами. Эффективность политики доходов всегда была ареной для дискуссий. Ее противники считают, что предприниматели и профсоюзные лидеры не могут отказаться от своей целевой функции – получения максимальной, прибыли, поэтому добровольно не будут соблюдать установленные правительством ориентиры.
Законодательное ограничение роста цен может привести к развитию теневого рынка таких товаров, цены которых повысить очень выгодно. Другим способом обхода ограничений роста цен является снижение качества и веса фасованных готовых продуктов. Кроме того, административный контроль над ценами препятствует нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и капиталов.
В результате в экономике будет накапливаться дефицит, станет необходимым нормирование потребления. Сторонники политики доходов считают, что она может помочь погасить инфляционные ожидания, если предприниматели и рабочие поверят, что у правительства достаточно воли и средств для борьбы с ней. Полемизируя по поводу эффективного функционирования рынка, следует отметить, что наличие монопольных сил – производителей товаров и собственников ресурсов само по себе должно искажать распределение ресурсов. Наличие инфляции в экономике (особенно инспирированной спросом) подтверждает этот тезис. Следовательно, контроль над ценами может содействовать исправлению создавшегося положения.
|
|
Эффективность реально проводимой политики доходов в 60-е годы в странах с рыночной экономикой оказалась не столь высока, как того хотелось бы. В результате в середине 70-х годов практически все развитые страны отказались от ее применения.
К косвенным методам воздействия на цены относятся «дифляционные» мероприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применялись в рамках антициклической политики (метод точной настройки конъюнктуры). По мере усиления инфляции Центральный банк вводит ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повышение учетной ставки и норм обязательных резервов продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке.
В конце 70-80-х годов провозглашались ориентиры для роста различных денежных агрегатов - М1,М2 и др. Однако контроль за их динамикой был недостаточно жестким. Слишком сильное сжатие денежной массы приводит к кризису неплатежей, банкротству предприятий. С другой стороны, даже жесткое ограничение количества денег может компенсироваться ростом скорости обращения денег.
Кроме ограничения количества денег в обращении государство пыталось уменьшить совокупный спрос фискальными методами: ограничением государственных закупок и инвестиций, отменой льгот или повышением ставок прямых и косвенных налогов, ужесточением правил, регулирующих порядок и нормы амортизационных отчислений.
В целях замедления инфляции могут применяться и инструменты валютной политики: ограничение притока коротких денег из-за границы, повышение курса национальной валюты. Последнее помогает противостоять импорту инфляции, однако может относительно безболезненно применяться лишь при наличии положительного сальдо платежного баланса и солидных золотовалютных резервов.
Сдерживающее влияние «дефляционного» топора передавалось в первую очередь на замедление экономического роста и увеличение безработицы, цены же снижались незначительно. Возникновение стагфляции привело к отказу от некоторых инструментов дефляционной политики.
В условиях стагфляции 70-80-х годов для нормализации экономики применялся коктейль из мер, с одной стороны, направленных на сдерживание роста денежной массы, а с другой – на расширение предложения вследствие сокращения налоговых ставок. Последнее обстоятельство привело к увеличению бюджетного дефицита и росту государственного долга, что вкупе с высокими процентными ставками содействовало высокой инфляции и росту безработицы. Однако дальнейшем темпы роста цен замедлились, а безработица постепенно рассосалась. Однако такое избавление от стагфляции оказалось слишком тяжелым для экономики.
Существует альтернатива неоклассическому подходу борьбы со стагфляцией. Суть ее заключается в том, чтобы не добиваться снижения инфляции любыми путями, а сделать ее и другие процессы в экономике «управляемыми». Необходимо добиваться не возврата на кривую Филлипса с помощью рестриктивной монетарной и фискальной политики, а напрямую воздействовать на кривую совокупного предложения. Для этого можно использовать ужесточение стандартов, целевое финансирование и кредитование, селективную поддержку отраслей, протекционистские меры, элементы политики доходов, незначительно меняя финансовую и денежную политику. Последний вариант более эффективен и создает меньшие социальные издержки.
Во временном аспекте у правительства существуют две альтернативы проведения антиинфляционной политики: осуществлять ее постепенно, ориентируясь на длительный период, или проводить резко (шоковая терапия). В экономической теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее. Все зависит от размеров страны, состояния ее экономики, степени и условии вхождения в мировой рынок, поддержки преобразований международными финансовыми организациями, социально-политической обстановки в стране и т. п.
|
|
В переходной экономике России антиинфляционные меры первоначально сводились к использованию исключительно монетаристских методов шоковой терапии, которые не дали положительных результатов. Развитие инфляции в России происходит как сочетание инфляции «спроса и издержек». Рост денежной массы в России обусловлен тремя причинами.
Во-первых, кредитами Центрального банка правительству для финансирования бюджетного дефицита.
Во-вторых, кредитами Центрального банка коммерческим банкам — кредиты рефинансирования.
В-третьих, кредитами государствам СНГ в условиях дефицита их торговли с Россией.
Относительная роль этих источников роста денежной массы на протяжении 1992— 1994 гг. менялась. В 1992 г. главным фактором были кредиты ближнему зарубежью. Принятые в 1993 г. меры по упорядочению кредитных отношений с этими государствами помогли во многом перекрыть этот канал инфляции. В 1994 г. по некоторым оценкам объем кредитного финансирования государственного бюджета Центральным банком в 2 раза перекрывал объем кредитов коммерческим банкам.
Перечисленные источники кредитования увеличивали денежную базу, на основе которой происходил рост денежной массы и раскручивалась инфляция.
В целом же инфляционные процессы российской экономики связаны и с общим расстройством хозяйства, разрывом экономических связей, финансированием огромного управленческого аппарата. Именно поэтому с середины 90-х годов основным инструментом проведения антиинфляционной политики становятся меры по общей экономии ресурсов и ликвидации бюджетного дефицита.
Необходимость реформирования денежной системы обусловлена:
- продолжающимся ростом цен на товары и услуги (инфляцией);
|
|
- нарушением функций национальной валюты, прежде всего как средства обращения и средства платежа, поскольку наряду с рублем обращаются доллар США, евро, и различные псевдоплатежные средства (налоговые обязательства, сертификаты и др.), а также функцию накопления и сбережения.
Население из-за боязни инфляции накапливает доллар США, а теперь и евро.
Реформа должна:
- восстановить функции средства обращения, платежа, накопления рубля;
- расширить денежную массу, не затрагивая цены;
- сократить налично-денежное обращения и увеличить безналичный оборот;
- усилить регулирование денежного обращения с использованием инструментов Банка России.