double arrow

Основные положения теории Морено


· Социальный атом общества - это не отдельный индивид, а их сосуществование;

· Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;

· Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;

· Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

История создания

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

Процедура проведения

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

Й этап

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.




Й этап

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

· формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.

· двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.

· прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.

· сильные (или значимые)/слабые (незначимые) - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Требования к критериям

1) Ограниченное количество (3-4);

2) логическая связь между собой;

3) критерии должны вызывать интерес;

4) смысл критериев должен быть понятен испытуемым;

5) критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

Й этап

Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:







Сейчас читают про: