7.1. Вопросы к экзамену по курсу
«Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»
1. Этиология, патогенез, формы ДЦП.
2. Характеристика клинических проявлений ДЦП.
3. ДЦП как сложное психомоторное нарушение
4. Структура двигательного дефекта при ДЦП.
5. Значение биологических и социальных факторов для развития психических процессов ребенка с церебральным параличом.
6. Понятие «диссоциации» в психическом развитии ребенка с церебральным параличом.
7. Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом (цели, условия организации).
8. Содержание психолого-педагогического изучения (оценка двигательных нарушений, изучение сенсорного развития, оценка эмоционально-волевой сферы, изучение способов ориентировочно-исследовательской деятельности, оценка умственного развития, изучение речевой деятельности).
9. Психолого-педагогическая оценка движения.
10. Проявления психической активности детей с церебральным параличом при тяжелой патологии движения, речи. Пути их выявления.
11. Особенности раннего развития ребенка с церебральным параличом.
12. Четыре уровня доречевого развития детей с церебральным параличом (по Е.Ф.Архиповой).
13. Особенности познавательной деятельности детей с церебральным параличом.
14. Усвоение сенсорных эталонов в разных видах деятельности дошкольников с ДЦП.
15. Состояние интеллектуального развития при ДЦП.
16. Клиническая характеристика ЗПР при ДЦП
17. Клиническая характеристика олигофрении при ДЦП.
18. Значение представлений об окружающей действительности в умственном развитии ребенка дошкольного возраста.
- Особенности представлений об окружающем у детей с церебральным параличом.
- Своеобразие личностного развития при ДЦП.
21. Роль психогенных факторов и резидуально-органических нервно-психических расстройств в развитии поведенческих реакций и формировании личностных установок ребенка с церебральным параличом.
22. Особенности межличностных процессов в группе детей с церебральным параличом.
23. Особенности коммуникативной деятельности при ДЦП.
24. Механизмы речевых нарушений при ДЦП.
25. Общий обзор речевых нарушений при ДЦП.
- Характеристика дизартрических расстройств при ДЦП.
27. Особенности развития лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с церебральным параличом.
28. Особенности игровых действий детей на разных этапах овладения игрой.
29. Зависимость состояния игровой деятельности детей с церебральным параличом от двигательного, речевого и интеллектуального развития.
- Тенденции изменения игровой деятельности детей с церебральным параличом в дошкольном возрасте (при спонтанном развитии, целенаправленном обучении).
31. Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка с церебральным параличом.
32. Особенности изобразительной деятельности и конструирования при ДЦП.
- Особенности овладения трудовой деятельностью детьми дошкольного возраста с церебральным параличом.
- Двигательная и психологическая готовность дошкольников с церебральным параличом к овладению трудовыми навыками.
- Сформированность предпосылок и элементов учебной деятельности у детей с церебральным параличом к концу дошкольного возраста.
- Психологические основы организации коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Специфика психокоррекционной работы с семьей, воспитывающей ребенка с детским церебральным параличом.
38. Состояние психологической готовности к обучению в школе детей с церебральным параличом.
39. Взаимосвязь общеразвивающих и коррекционных задач в ходе воспитания и обучения детей с церебральным параличом.
40. Актуальные вопросы реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом