(4 часа)
Изучаемые вопросы:
- Характер затруднений при конструировании у дошкольников с ДЦП.
- Зависимость затруднений при конструировании от состояния двигательного и психического развития детей с ЦП.
- Влияние двигательных возможностей и состояния психической деятельности детей с ЦП на овладение трудовыми процессами.
- Зависимость состояния игровой деятельности детей с ЦП от двигательного, речевого и интеллектуального развития.
- Игровая деятельность как условие личностного развития детей с ЦП.
Формы самостоятельной работы:
1. Составление мультимедийного сопровождения по теме: «Особенности разных видов деятельности дошкольников с ДЦП».
2. Составить таблицу на тему «Сравнительный анализ формирования и развития видов деятельности дошкольников с детским церебральным параличом и их нормально развивающихся сверстников».
Виды деятельности | Характеристика видов деятельности | Специфика формирования разных видов деятельности у дошкольников с разными формами детского церебрального паралича | ||||
Двойная гемиплегия | Спастическая диплегия | Гемипаре тическая форма | Гиперкинетическая форма | Атонически - астатическая форма | ||
Методическое обеспечение [6], [12], [24], [43], [48], [49], [52], [57], [62], [63], [64].
Форма отчетности:
1. Защита мультимедийного сопровождения по теме: «Особенности разных видов деятельности дошкольников с ДЦП».
2. Защита таблицы на тему «Сравнительный анализ формирования и развития видов деятельности дошкольников с детским церебральным параличом и их нормально развивающихся сверстников».
Контрольные вопросы и задания по модулю
- Ранний возраст.
- Формы проявления психической активности.
- Диагностика особенностей психического развития в раннем возрасте.
- Состояние двигательной сферы.
- Задержка развития цепных выпрямительных рефлексов.
- Усиление патологической двигательной активности.
- Незрелость произвольной моторики рук.
- Состояние артикуляционного аппарата.
- Нарушения иннервации мышц языка.
- Нарушения иннервации мышц губ.
- Гиперкинезы.
- Рефлексы орального автоматизма.
- Особенности дыхания.
- Поверхностность дыхания.
- Аритмичность дыхания.
- Особенности голоса.
- Особенности голосовой активности.
- Характеристика состояния зрительного восприятия.
- Характеристика состояния слухового восприятия.
- Характеристика состояния зрительно-моторной координации.
- Характеристика эмоционального реагирования.
- «Комплекс оживления» (формы активности ребенка).
- Четыре уровня доречевого развития.
- Проявление нарушений умственного развития.
- Понятие «познавательная деятельность».
- Особенности познавательной деятельности детей с церебральным параличом.
- Незрелость мотивационной сферы.
- Незрелость операционально-технической стороны.
- Состояние интеллектуального развития.
- Интеллектуальная сохранность и одаренность.
- Задержка психического развития.
- Специфика интеллектуального недоразвития при разных формах ДЦП.
- Особенности мыслительной деятельности.
- Диспропорциональное развитие наглядно-действенного мышления.
- Диспропорциональное развитие словесно-логического мышления.
- Состояние представлений об окружающем у детей с церебральным параличом.
- Особенности пространственно-временных представлений.
- Особенности причинно-следственных представлений.
- Особенности количественных представлений детей.
- Особенности самостоятельного познания окружающего.
- Проявление нарушений речевых функций.
- Понятие «коммуникативная деятельность».
- Особенности мотивационно-потребностного плана общения.
- Операционально-техническая сторона коммуникации.
- Соотношение речевых возможностей и реального уровня общения.
- Механизмы речевых расстройств при ДЦП.
- Проявления клинической и патогенетической общности речевых и двигательных расстройств при ДЦП
- Клинические формы речевых нарушений.
- Дизартрия.
- Алалия.
- Заикание.
- Своеобразие задержки речевого развития и общего недоразвития речи при ДЦП.
- Проблема дифференциальной диагностики речевых нарушений при ДЦП.
- Состояние фонетического компонента речи при ДЦП.
- Классификации дизартрических расстройств по принципу локализации.
- Классификации дизартрических расстройств на основе синдромологического подхода.
- Классификации дизартрических расстройств по степени понятности речи для окружающих.
- Стертая дизартрия.
- Специфика дизартрических расстройств при ДЦП.
- Характеристика клинических проявлений дизартрии при ДЦП.
- Особенности фонематического восприятия.
- Взаимосвязь фонетических и фонематических расстройств речи.
- Состояние лексико-грамматического компонента речи.
- Влияние психомоторных нарушений на формирование лексико-грамматической стороны речи.
- Особенности словарного запаса.
- Своеобразие усвоения лексико-грамматических конструкций.
- Особенности связной речи детей с церебральным параличом.
- Состояние монологической речи.
- Состояние диалогической речи.
- Изобразительная деятельности как форма отражения окружающей действительности.
- Предпосылки развития изобразительной деятельности
- Недоразвитие предпосылок изобразительной деятельности
- Значение изобразительной деятельности для психического развития
- Особенности конструирования у детей с церебральным параличом
- Характер затруднений при конструировании
- Взаимосвязь трудовых и игровых процессов в дошкольном возрасте
- Влияние двигательных возможностей и состояния психической деятельности детей с церебральным параличом на овладение трудовыми процессами
- Своеобразие развития трудовой деятельности
- Роль социальных факторов в формировании мотивационной основы трудовой деятельности
- Структура игровой деятельности
- Соотношение мотивационно-потребностного и операционально-технического планов на различных этапах овладения игрой
- Зависимость состояния игровой деятельности детей от двигательного, речевого и интеллектуального развития
- Динамическое влияние двигательного дефекта на игровой процесс
- Особенности игровых действий детей на разных этапах овладения игрой
- Формы и средства осуществления взаимодействия дошкольников в игре
- Игровая деятельность как условие личностного развития детей с церебральным параличом
- Значение игры в психолого-педагогической диагностике.
- Вербальные и невербальные функции
- Эпикризные сроки
- Этапы развития
- Уровень снижения интеллектуальной сферы
- Речевые расстройства
- Артикуляция
- Орально-моторные рефлексы
- Нарушения компонентов речи
- Игровая деятельность
- Продуктивная деятельность
- Ограничение жизнедеятельности