double arrow

Классификация информационных технологий

Типы ИТ. В зависимости от степени детализации процессов информационных технологий различают 3 типа ИТ.

1. Глобальная – совокупность методов и средств формирования и использования информации в обществе в целом. Примеры глобальных технологий были рассмотрены в п. 2. «Истоки и этапы развития информационной технологии»

2. Базовая – ориентированная на определённую область применения. Например: материальное производство, наука, образование, медицина. Более подробно поговорим о ней потом.

3. Конкретная – совокупность методов и средств обработки данных для решения определённых задач пользователя. Например, на рис. 1 технологический процесс переработки информации представлен в виде иерархической структуры по уровням:

       
   
 
 
Рис. 1. Представление конкретной информационной технологии в виде иерархической структуры


1-й уровеньэтапы, где реализуются сравнительно длительные технологические процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней.

Например, технология создания шаблона формы документа в среде текстового процессора состоит из следующих этапов:

этап 1 – создание постоянной части формы в виде текстов и таблиц;

этап 2 – создание постоянной части формы в виде кадра, куда затем помещается рисунок;

этап 3 – создание переменной части формы;

этап 4 – защита и сохранение формы.

2-й уровень – операции, в результате выполнения которых будет создан конкретный объект в выбранной на 1-м уровне программной среде.

Например, рассмотрим этап 2 технологии создания постоянной части формы документа в виде кадра в среде текстового процессора, который состоит из следующих операций:

операция 1 – создание кадра;

операция 2 – настройка кадра;

операция 3 – внедрение в кадр рисунка.

3-й уровень – действия – совокупность стандартных для каждой программы приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствии цели. Каждое действие изменяет содержание экрана.

Например, рассмотрим операцию 3 – внедрение в кадр рисунка в среде текс­тового процессора, которая состоит из следующих действий:

действие 1 – установка курсора в кадре;

действие 2 – выполнение команды ВСТАВКА, Рисунок;

действие 3 – установка значений параметров в диалоговом окне.

4-й уровень – элементарные операции по управлению мышью и клавиатурой.

Например. Как следует понимать элементарную операцию информационной тех­нологии. Ею может быть: ввод команды, нажатие правой кнопки мыши, выбор пункта меню и т.п.

Технологический процесс необязательно должен состоять из всех уровней, представленных на рис. 1. Он может начинаться с любого уровня и не включать, например, этапы или операции, а состоять только из действий. Для реализации этапов технологического процесса могут использоваться раз­ные программные среды.

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

- включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

- этапы, действия, операции технологического процесса должны быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

Уровни описания ИТ. Любая информационная технология рассматривается как некая система, описание которой происходят на 3-х уровнях:

1. Концептуальный (структурный) – позволяет определить основные подсистемы, элементы и связи между ними.

2. Логический (уровень моделей) – формируются модели описывающие структуру и функции отдельных подсистем.

3. Физический (уровень подсистем) – означает реализацию системы на известных программно - аппаратных средствах.

При создании информационных технологий как системы надо соблюдать следующие принципы:

1) Наличие сформулированной единой цели информационных технологий. Например, для глобальной ИТ целью является формирование информационного ресурса в обществе, для базовой ИТ цель состоит в накоплении информации и формировании знаний для создания моделей производства конечного продукта в данной области.

Для каждой подсистемы ИТ должны быть сформулированы свои локальные цели подчинения общей цели.

2) Согласование ИТ по входам и выходам с внешней средой. В ИТ должны быть определены оптимальные точки доступа пользователей к вычислительной среде (рабочие места пользователей). Структура ИТ должна органично вписываться в структуру той системы, где она применяется (завод, ВУЗ, библиотека и т.д.).

3) Типизация ИТ – это позволит сэкономить силы и средства на адаптацию ИТ к конкретному объекту.

4) Открытость ИТ как системы. (Открытая система – это система, связанная с окружающей средой. Замкнутая система – не связанная с окружающей средой). По мере изменения внешней среды открытая система должна развиваться, чтобы приспособится к изменяющимся условиям. Развитие ИТ происходит как за счёт пополнения выполняемых функций, так и изменения способов и средств их реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: