Понятие информационной технологии (ИТ)

Лекции «Информационные методы исследований в науке»

В основе термина ИТ лежат два понятия: информация и технология.

Информация – этот термин происходит от латинского слова informatio – разъяснение, осведомление, изложение. В широком смысле информация – это сведения, знания, сообщения, являющиеся объектами хранения, преобразования, передачи и помогающие решить поставленную задачу. Информацию можно получить, записать, передать, стереть.

Информация относительно её возникновения и последующих преобразований проходит три этапа, каждый из которых выявляет определённый аспект (составную часть) информации.

1. Человек сначала наблюдает некоторый факт окружающей действительности, который отражается в его сознании в виде определенного набора данных. Здесь проявляется синтаксический аспект информации. (Синтаксис – правила записи каких-либо сведений)

2. Затем после преобразования этих данных в соответствии с конкретной предметной областью человек формирует знание о наблюдаемом факте. Это семантический аспект полученной информации. (Семантика – смысл полученных сведений).

3. Полученные знания человек затем использует в своей практике, т. е. для достижения поставленных целей, что отражает прагматический аспект информации. (Прагматика – практическая польза).

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.

Технология в переводе с греческого (techne) означает – искусство, мастерство, умение, т.е. это наука о производстве материальных благ, включающая три аспекта: информационный, инструментальный, социальный.

- информационный аспект – описание принципов и методов производства,

- инструментальный аспект – орудия труда, с помощью которых реализуется производство,

- социальный аспект – кадры, реализующие производство, и их организация.

В более узком промышленном смысле технология рассматривается как последовательность действий над предметом труда в целях получения конечного продукта.

Технология в целом изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта. Например, технология получения стали из железной руды или технология производства сливочного масла из молока.

Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека и системы. Цель информационной технологии – производство информации для её анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Понятие информационные технологии (ИТ) возникло в последние десятилетия XX в. Особенностью ИТ является то, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и связи. Информационная технология как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. Справедливо следующее определение:

ИТ – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Как было сказано, реализация технологического процесса материального производства осуществляется с по­мощью различных технических средств (оборудование, станки, ин­струменты и т.п.). По аналогии и для ИТ должно быть нечто подобное. Такими средствами производства информации являются:

- аппаратные(вся техника),

- программ­ные (программы, обеспечивающие работу техники),

- математическое обеспечение – математические средства – модели и методы.

С их помощью производится переработ­ка первичной информации в информацию нового качества.

2. Истоки и этапы развития информационной технологии

ИТ является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического процесса, появлением новых технических средств переработки информации.

На ранних этапах развития общества профессиональные навыки передавались в основном личным примером по принципу "делай как я". В качестве форм передачи информации использовались ритуальные танцы, обрядовые песни, устные предания и т.д.

Первый этап развития информационной технологии связан с открытием способов длительного хранения информации на материальном носителе. Это пещерная живопись (сохраняет наиболее характерные зрительные образы, связанные с охотой и ремеслами) – выполнена 25 – 30 тыс. лет назад; гравировка по кости (лунный календарь, числовые нарезки для измерения) – выполнена 20 – 25 тыс. лет назад.

Важное наблюдение. Период между появлением инструментов для обработки материальных объектов и регистрации информационных образов составляет около миллиона лет. Другими словами, период работы людей с информационными образами составляет всего 1% времени существования разумной жизни. Становится понятным, почему при решении абстрактных информационных задач эффективность человеческого разума резко возрастает в случае представления информации в виде изображений материальных объектов (графические интерфейсы). В этом случае включаются в работу те области человеческого интеллекта, которые развивались первые 99% времени.

Второй этап развития информационной технологии начал свой отсчет около 6 тыс. лет назад и связан с появлением письменности. Эра письменности характеризуется появлением технологии регистрации на материальном носителе символьной информации. Применение этих технологий позволяет осуществлять накопление и длительное хранение знаний. В качестве носителей информации выступали и до сих пор выступают: камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага. Сейчас этот ряд можно продолжить: магнитные покрытия (лента, диски, цилиндры и т.д.), жидкие кристаллы, оптические носители, полупроводники и т.д.

В этот период накопление знаний происходит достаточно медленно и обусловлено трудностями, связанными с доступом к информации. Знания представленные в виде рукописных изданий хранятся в единичных экземплярах. Причем доступ к ним существенно затруднен, так как они охраняются специальной кастой – жрецами, которые наделялись исключительным правом монопольного доступа к фонду человеческого опыта и являлись посредниками между накопленными знаниями и заинтересованными людьми. Этот барьер был разрушен на следующем этапе.

Начало третьего этапа датируется 1445 годом, когда Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Появление книг открыло доступ к информации широкому кругу людей и резко ускорило темпы накопления систематизированных по отраслям знаний. За три столетия после изобретения печатного станка оказалось возможным накопить ту критическую массу социально-доступных знаний, при которой начался лавинообразный процесс развития промышленности (промышленная революция). Печатный станок сыграл роль информационного ключа, резко повысив пропускную способность социального канала обмена знаниями. С этого момента началось необратимое поступательное движение технологической цивилизации. Книгопечатание – это первая информационная революция.

Четвертый этап развития информационной технологии начинается в 1946 году с появлением машины для обработки информации. Этой машиной является первая ЭВМ (типа ENIAC), запущенная в эксплуатацию в Пенсильванском университете. К этому времени уже значительная часть населения занята в информационной сфере. С появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии: её целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей, как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

После появления компьютеров. После появления компьютеров ИТ продолжали развиваться. Существует несколько точек зрения на этапы развития ИТ с использованием компьютеров, различающиеся признаками выделения этапов.

I. Проблемы, стоящие на пути информатизации общества

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3-й этап (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей непрофессионального пользователя и создание соответствующего дружественного интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

- выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

- организация доступа к стратегической информации;

- организация защиты и безопасности информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: