Содержание. o 1.4 Национальные виды спорта

[убрать]

· 1 Известные традиции

o 1.1 Семейные отношения

o 1.2 Обряд обрезания

o 1.3 Брак

o 1.4 Национальные виды спорта

· 2 Отношение к традициям

· 3 Литература

· 4 Примечания

· 5 Ссылки

Известные традиции[править | править вики-текст]

Существует множество традиций в Казахстане причем многие из них характерны не для всего Казахстана, а только для его части.

Семейные отношения[править | править вики-текст]

См. также: Родство у казахов

В казахской юрте

· Уважение к старшим.[5]

· Принцип «жеты ата»(«семи предков») — институт родственных связей[4]

· Казах считал своим «немере»(внуком) только того, кто рождался от сына.

· Ребенок дочери назывался «жиеном».

· Рождённого от «немере» (прямого внука) называли «шобере» (правнук),

· Рождённого от «шобере» (правнук) называли — «шопшеком» (праправнуком, что означает крохотный, маленький).

· Сына «шопшека» (праправнука) было принято называть «немене»(непонятный)

· потомство «немене» (непонятный) называлось «туажатом» (рождённый быть чужим).

· "бесікке салу" — укладка новорожденного в люльку

· "тұсау кесу" — первые шаги ребёнка

· В юрту, где ребёнок делал свой первый шаг, звали самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные верёвки, опутывающие ножки ребёнка.

· Атка отыргызу — это посадка на лошадь с передачей в руки плетки и копья

· Создания родовых кладбищ — кладбища, захоронения на которых производится по родовой, жузовой принадлежности.[4]

Обряд обрезания[править | править вики-текст]

· Обряд обрезания

· проводится в 4-5-лет

· в «юрте»

· «муллой»

· после щедро вознаграждается родителями ребёнка

· потом родители должны сделать «той» (праздник).

· Гости забирают подарки у ребёнка и родителей

Брак[править | править вики-текст]

Основная статья: Брачный обряд у казахов

Смотрины невесты (Беташар)

· Брак

· «Адат» — запрещается брак между представителями одного рода до седьмого колена либо живущие на террритории, не разделенной семью реками

· Поэтому каждый казах должен был знать свою родословную хотя бы до седьмого предка

· Девушек выдавали замуж в 13 — 14 лет, сыновей женили в 14 — 15 лет.

· Бастаңғы - угощение, устраивалось обычно девушкой «на выданье» («бой жеткен қыз») для своих сверстниц, молодых женщин, по случаю отъезда кого-нибудь из старших членов семьи (например, родителей). Угощение сопровождалось различными играми, развлечениями. Участники вечеринки пели песни, читали стихи, разгадывали загадки и т. д.

· считается, что ранние браки способствуют удержанию молодежи от непристойных поступков

· Юноша просил согласия у любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата.

· законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты

· часто невеста не знала своего суженого, но их родители были в дружбе.

· Сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями.

· Родственники юноши везли кольцо, два платка и два отреза на платье.

· В доме невесты резали барана и готовили из него сорпу.

· Родственница жениха надевала на безымянный палец невесты кольцо.

· За смотрины (Беташар) будущей невесты, с гостей брали выкуп.

· Обручение — особый день после которого никакая из сторон не имеет права расстроить помолвку.

· вечером в комнату, где сидят гости, вводили невесту в сопровождении снохи

· Сноха жениха надевала на невесту кольцо, ожерелье и серьги

· Певец играет на «сазе» или «домбре» поет обрядовые песни «той бастар».

· Танцевать могут все.

· День свадьбы назначают Аксакалы аула

· В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки и остаются до утра.

· Утром для соседей накрывали столы во дворе.

· Родственники жениха и невесты танцуют и ждут главное угощение — «бесбармак».

· Невесту вводили во двор дома под пение.

· Впереди должен был идти один из родственников невесты.

· Именно родной брат невесты обвязывал пояс сестры платком, чтобы она была верной и послушной женой своему мужу и учтивой невесткой его родителям.

· Невесте давали проститься с родителями и увозили.

· Невеста всё время праздника должна была находится в отдельной комнате вместе со снохой, до самой брачной ночи.

· Только на следующее утро невесту с прикрытым лицом выводили в главную комнату.

· Лицо новобрачной открывали и требовали склонить голову в знак уважения.

· «Беташар» — особая песня исполняемая хором предназначена для данной ситуации.

· Снохи держа молодую за руки выводили её во двор, где её с песнями встречал жених с друзьями.

· Гостеприимство Казахи очень гостеприимный народ,прием гостей является важным мероприятием.

С давних пор наиболее отличительной чертой казахского народа было гостеприимство. Дорогого гостя радушно встречали, усаживали на самое почетное место, угощали лучшим, что было в доме. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем - чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины - казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки.Украшением любого дастархана и наиболее излюбленным блюдом у казахов всегда считался бесбармак(мясо по-казахски). Отварное мясо обычно подавалось большими неразделанными кусками. Хозяин резал мясо, угощая каждого гостя лакомыми кусочками: тазовые кости и голень отдавал почетным старикам, грудинку - зятю или невестке, шейный позвонок - девушкам и т.д. Самому почетному гостю хозяин преподносил приготовленную особым способом голову барана. Гость должен был разделить голову между присутствующими, соблюдая определенный ритуал, в котором сказывался древний обычай уважительного отношения к гостям, старикам, детям, близким и дальним родственникам.В наше время застолье во многом изменило формы, но не утратило древних законов гостеприимства. Напротив, границы его раздвинулись: за сегодняшним дастарханом собираются не только казахи, но и многочисленные гости, живущие в большой многонациональной республике - русские, татары, украинцы, узбеки, немцы, уйгуры, дунгане, корейцы. [5]

· Особая традиция заготавливать мясо, желательно конины называлась — «согым».

· проводится с началом первых зимних холодов

· одной из особенностей данной традиции является угощение родственников и друзей.

· разные части лошади подавались в разные дни и имели различное ценностное и ритуальное значение[5]

Национальные виды спорта[править | править вики-текст]

· Байга — конный спорт

· Аламан-байга — скачки на длинные дистанции (40 шакырым)

· Жорга-жарыс — скачки иноходцев

· Кыз куу (погоня за девушкой) — догонялки на лошадях между девушкой и парнем

· Кокпар — козлодрание (борьба конников за тушу козла)

· Тенге алу — подними монету на скаку и прочая джигитовка

· Саис — борьба сидя на лошадях

· Казакша курес — национальная казахская борьба

· Тогыз кумалак — девять шариков (настольная игра)

· Асык [2] — игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки) [3].

· Жамбы ату — стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади.

· Тартыспак — командная верховая игра на стаскивание с лошадей.

ынаменде

Кынаменде, урын келу - визит жениха. После сватовства, уплаты калыма жених первый раз едет навещать свою невесту; это торжественное посещение называется "кынаменде" или "урын келу". Первый официальный визит жениха в аул к засватанной невесте. В восточноказахстанских областях нашего народа "кынаменде" отмечают после того, как становится очевидным, что честь девушки не запятнана. На следующий день устраивается всеобщее веселье с песнями, танцами. "Кынаменде" называют в разных местах по-разному - "урын келу", "калындык ойнау". "Кынаменде" для молодежи и женге - той. Будущий жених, якобы тайком, в сумерках со своей свитой торжественно прибывает в аул невесты. Называется этот обычай "есик кору" (букв. есик - дверь; кору - смотреть) или "урын келу" (смысл - тайный приход). Чтобы навестить невесту, сторона жениха выполняет положенные обычаи. К примеру, снохи, ссылаясь на одышку при быстрой ходьбе, просят "этокпе", при знакомстве с шурином или младшей сестрой невесты - "балдыз коримдик". После "урын той" жениха и его друзей торжественно провожают, вручая положенные подарки. До "кынаменде" после сватовства жених не имеет права раньше посещать дом или аул девушки. В противном случае братья девушки за нарушение традиции, за невоспитанность наказывали. Традиции и обычаи всегда требуют соблюдения приличия и установленных законов последовательности. По отношению к жениху также существуют свои обряды: "урын келу" - тайный приезд жениха к невесте; "есик ашар" - первый официальный визит жениха; "куйеу табак" - чашка с мясом для зятя; "сут акы" - подарок для матери девушки; "атбайлау" - презент за привязь коня сватов, "шашу" - осыпание; "кыз кашар" - за похищение девушки, "кол устатар", "шаш сипатар" - букв, прикасаться к рукам, к волосам девушки и т.д.


Кыз кашар

Кыз кашар - первая встреча невесты с женихом. Первая встреча жениха с невестой называется "урын келу", а первая встреча с женихом для невесты - "кыз кашар". Происходит в один и тот же день, что и "урын той", однако относительно девушки обряд называется "кыз кашар". Для молодежи этот день радостный, веселый той, где оживленно снуют молодые женге. С жениха берут "кол устатар", "шаш сипатар", "кыз кушактатар", "арка жатар" и пр. презенты. Это день встречи двух молодых. Девушка дарит джигиту свой платок - знак девственности и дает различные подарки для братьев и сестер. Если уговор сватов нарушается после "урын", то это имеет очень серьезные последствия. Если жених без причины отказывается от девушки, то уплаченный калым не возвращается, и он платит штраф. Если же договор нарушается со стороны невесты, то калым возвращается полностью и также платят штраф.


Саукеле кигизу

"Саукеле кигизу" (букв. Саукеле - головной убор невесты, кигизу - одевать). У казахского народа есть множество традиций и обычаев. Традиция "саукеле кигизу" занимает особое место. "Саукеле" не только самый дорогой головной убор среди женской одежды, оно также служит символом начала новой жизни. Это память между беззаботной жизнью девушки и наступлением новой семейной жизни. Если так, то "саукеле кигизу" для невесты особо торжественный обряд. На обряд приглашают сватов и свах. Осыпают шашу. Дают бата (благопожелания). "Байгазы" за "соукеле" бывает значительным. В "саукеле" невеста смотрится особенно народной, роскошной, неповторимой. Всем хочется увидеть "саукеле" на невесте. За что дают соответствующий "коримдик". Создание нового очага, невеста в "саукеле", игра, смех - все это предзнаменование новой жизни. Несколько слов о "саукеле". "Саукеле" - убор невесты. Оно не только головной убор, но и наглядный пример обычаев и традиций, культуры и искусства. Вышивается рубинами, жемчугом, кораллами и прочими драгоценными камнями, которые подчеркивают богатство "саукеле". Шьют из дорогого бархата, велюра и т.д. Края "саукеле" украшают пушниной - норкой, лисицей; вышивают мелким бисером, бахромой, орнаментом; различными мелкими золотыми и серебряными монетами, украшениями. Верх "саукеле" неизменно украшает "уки" (пушистый пучок из перьев филина). Красота такого убора пленяет взор и является не только украшением невесты, но и возвышает авторитет сватов. По обычаю не засватанной девушке "саукеле" не надевают.


Кыз танысу

Прощальный визит. Девушка перед замужеством со своей женге (жена старшего брата) обходит своих родственников и близких для прощания. По традиции это называется "кыз танысу"(прощальный визит). Родственники и близкие оказывают почести, одаривают дорогими подарками, напутствуют, желая при этом всего наилучшего, счастья, радости. Это одна из древних традиций, один из методов воспитания, этика поведения.


Сынсу

Так называлась традиционная песня, исполняемая девушкой во время "кыз танысу", когда она посещает вместе с женге дома своих родственников. В песне поется о незаметно пролетевших счастливых годах, проведенных в родном доме, о своих любимых родителях, о том, как ее лелеяли, берегли, о сожалении, что пришло время покинуть родной дом. Также высказывают песней просьбу, чтобы ее навещали, не забывали. Это красивое, трогательное зрелище. К сожалению, в наше время такой обычай стал забываться.


Кыз узату

Проводы девушки. Выдавать замуж дочь - большой той. В этот день каждый родитель и грустит, и радуется. Радуется - вырастили красивую, умную, достойную дочь, за которую не будешь краснеть, грустит - жаль выдавать дочь замуж, когда каждому кажется, что она еще ребенок.
За девушкой сваты приезжают в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше. Среди них "бас куда" (главный сват), "кудалар" (сваты) и друг жениха (здесь как советник, очевидец). В северных и центральных областях Казахстана за девушкой едут только мужчины. Сваты обычно прибывают вечером. С момента их прибытия начинается той: игры, песни, увеселения, положенные по традиции "каде" (подарки, презенты). Близкие родственники девушки официально приглашают сватов в тот день в гости.
Девушку по обычаю отправляют вместе со сватами утром рано, с восходом солнца. Восход солнца - символ нового дня; новой жизни. Перед отъездом девушка песней прощается (Коштасу жыры) с провожающими родственниками. Молодежь поет "жар-жар", "аушадияр". Сватам вручается положенный по обычаю "куда аттандырар" (куда - сват, аттандырар/ру - отправлять, провожать).


К?йеу ки?м?

Одежда жениха. Жених, отправляющийся за невестой, обязательно должен одеться особенно нарядно, чтобы встречающие женщины и девушки, молодухи могли безошибочно определить его. Поэтому по обычаю жених одевается совершенно по-иному, чем другие джигиты, которые сопровождают его. На головной убор (борик) цепляет "уки" (перья филина), сапоги на высоких каблуках, и на плечи накидывает красный чапан. Жених надвигает "борик" на глаза и ведет себя очень скромно, всем своим внешним видом показывая свое почтение, а в противном случае должен платить штраф или его поднимают на смех. Оказавшись среди женщин в таком виде, жених переносит всякие насмешки, колкости. Конь жениха, на котором он приехал, превращается в объект забавы для детей - ведь вдоволь можно накататься. Это традиция аула.


Неке кияр

Обряд бракосочетания. Брак - святое понятие, знак верности и любви в жизни любого человека. Для совершения обряда призывали муллу, ставили перед ним чашку с водой, покрытую платком. Собирались родные и близкие невесты, а также со стороны жениха. Мулла читал молитвы, затем через свидетелей, следуя специальной формуле, спрашивал о согласии юноши и девушки вступить в брак. По шариату, если невеста беременная, обряд бракосочетания не проводится. Обряд проводится только после рождения ребенка. Также данный обряд не проводится между молодыми людьми, не перешедшими грань "жети ата"(семь поколений), так как казахи до седьмого колена считаются родственниками.


Жар-жар

Традиционная песня, исполняемая молодежью во время прошального вечера, на проводах девушки. "Жар-жар" исполняется в виде айтыса между девушками и джигитами. Джигиты поют о том, чтобы девушка, не сожалела, что оставляет отца, ведь хороший свекор заменит его. Девушки отвечают, что свекор вряд ли заменит любимого отца. В "жар-жар" поется о хороших сторонах будущей жизни.
Джигит:

Не грусти, красавица,
Жизнь прекрасна, погляди.
Не взыхай и не плачь,
Счастья желаем всласть,
Не скучай по отцу,
Будет свекор у тебя.
Девушка:

Разве свекор, жар-жар,
Заменит мне отца?
Как не плакать, жар-жар,
Ухожу ведь навсегда...
и т.д.


Аушадияр

Свадебная песня-жыр. Традиционная свадебная песня-жыр с определенным мотивом и с особым национальным, воспитательным значением. "Аушадияр" исполняется художественно и является украшением, особо торжественным моментом тоя, который носит в себе образец искусства. К сожалению, в наше время в Казахстане "аушадияр" вовсе забыт и не применяется.
"Аушадияр" исполняется во время свадебного тоя и посвящается молодой чете, которая переступает порог новой жизни. "Аушадияр" носит в себе чистые, богатые, национальные традиции совета, примера, воспитания путем перечисления раз..., два... и т.д. К примеру:

Аушадияр - скажем раз,
Нечестивец не радует нас.
Уважающего предков,
Ждет почет потомков.
Аушадияр - скажем два,
У возлюбленных воля своя,
У красавицы такой, Стройный стан, коса длиной...
Аушадияр - четыре,
Молодежь красива в паре,
Быть им верным данной клятве.

Ант

"Ант" - присяга, клятва. Знак ручательства, выражение доверия. "Ант" дается только в исключительных случаях: месть, верность, обещание. "Ант" - слово честности, чести. Нарушившего "ант" ненавидели как проклятого - "ант аткан".


Ак алып шыгу

Молочные изделия - молоко, кумыс, шубат, айран и т.п. казахи называют "ак" - белый. Считается, что в них есть священная сила. Также и сам белый цвет олицетворяет чистоту, преданность. По обычаю казахи новых сосеидей встречали угощением и обязательно белого цвета - "ак алып шыгу". Это как бы говорило, что их отношения должны быть чистыми, приятными. В свою очередь новые жители приглашают соседей к себе в гости. Перед этим старожилы зовут их на "ерулик". Не встречать новых соседей и не приглашать их на "ерулик" считалось нарушением обычая и нерадивостью.


Ак куйып шыгару

В народе "ак" (белые молочные продукты) не выбрасывают без надобности. Однако есть и такие моменты, когда их выливают. Например, при большом пожаре или чтобы вывести змею из дома. Это зародилось по причине того, что казахи с почетом относились не только к друзьям, но и к своим недругам, пришедшим к ним домой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: