Народные ремесла казахов

Рахимова А.У. – д.п.н., профессор, Курманбаева Л.Т. - к.ф.н., доцент.

КазАТК им М.Тынышпаева, Алматы, Республика Казахстан

Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят вглубь веков. О существовании ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана свидетельствуют археологические находки костяных, каменных и глиняных пряслиц, грузиков от примитивного ткацкого станка, спиц для натягивания ткущейся основы, рассказанных в книге «Древняя культура саков и усуней долины реки Или», Акишева К.А.

В целом о домашнем промысле и ремеслах можно судить по дневниковым записям путешественников, людей для кого представлял быт казахов особый интерес. Э.А.Масанов в своей работе подчеркивает, что значительную часть изделий из войлока казахи изготовляли для собственных нужд. Домашние промыслы и ремесла казахов развивались в условиях кочевого и полукочевого хозяйства, удовлетворяя в основном нужды людей.

Таким образом, важной составной частью материального культурного наследия казахов являются народные ремесла. Развиваясь и совершенствуясь на протяжении всего исторического времени, они не теряют свою уникальность и самобытность и сегодня. В них сконцентрированы опыт и ум наших предков, своеобразие и неповторимость народного творчества. В ремеслах отражается быт и материальное производство, уровень развития и ценностные ориентиры народа. «Изучение национальных художественных традиций способствует их сохранению и использованию в новых социальных условиях»,- пишет У.Джанибеков в своей книге «Культура казахского ремесла».

И действительно, мастерство ремесленников, и их умение создавать самобытные изделия материальной культуры вызывают интерес многих последующих мастеров, их стремление воплощать идеи современности в сочетании с древним искусством, позволяют обогатить культурные потребности и выработать чувства восприятия прекрасного, привить хороший вкус.

Своим творчеством они показывают неповторимость национального ремесла, основанных на присущих ему навыков и знаний. Учат бережно относиться к достоянию прошлого, воспитывают трудолюбие, умение ценить и уважать опыт лучших создателей прекрасного, способствуют развитию эстетическо-художественного вкуса у молодого поколения.

Народные ремесла в своем развитии прошли сложный путь от изготовления седла и предметов быта до современных изделий домашнего обихода: ковров, тускиизов, циновок и т.д. Мастера испокон веков занимались изготовлением войлочных изделий, плетением, ткачеством, вышивкой, тиснением по коже, были искусными кузнецами, ювелирами, резчиками по кости и дереву.

Возникновению казахского ремесла способствовали обстоятельства, в которых оказалась казахская общность - натуральный способ ведения хозяйства, весь ее жизненный уклад- кочевой образ жизни.

Народные ремесла явились продуктом материальной деятельности, в процессе которой люди приобрели определенные умения и навыки, в этом процессе строились также производственные отношения: отношения к окружающим людям, отношения к труду, отношения человека к результату своей деятельности. Все это представляло развитие человека в целом и общества, в котором он живет.

В народных промыслах казахов преобладало в прошлом валяние войлока – их древнее достояние, связанное с кочевым скотоводческим хозяйством. Войлоком покрывали юрту, застилали им пол, утепляли стены. Из него делали әбдіреқап – чехлы для сундуков, аяққап – настенные сумы для посуды, кебенек – войлочные плащи, байпақ – войлочные чулки, типа валенок, қалпақ – войлочные шляпы, жабу – попоны, терлік, тоқым – подстилки, тебіңгі – потники боковые для седла и другие изделия.

Наиболее традиционными изделиями казахского кошмоваляния являются:

- кииз – войлок гладкий, по обыкновению из белой или серой шерсти, который шел в основном на покрытие юрты, хозяйственные нужды;

- текемет – кошма постилочная, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной непряденой шерсти на полуготовую основу, свертываемую вместе с циновкой в рулон, который неоднократно поливался горячей водой и катался ногами и предплечьями рук;

- сырмак, сырдамал – полотнища постилочные, изготавливаемые по обыкновению путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока;

- сырдак – полотнище постилочное, вышитое по войлоку разноцветными шерстяными нитями;

- тускииз – ковры войлочные настенные. Аппликация по войлоку бархатом, вырезанным в виде орнаментальных рисунков двух цветов. При этом фоном для первого рисунка служат остатки от второго, или наоборот.

. Казахи издавна умели выделывать шкуру и кожу животных. Из кожи изготавливали обувь, посуду, делали конскую сбрую, ремни. Шкуры в основном шли на пошив одежды.

Домашние предметы казахов соответствовали условиям кочевого и полукочевого образа жизни. Для удобства во времени кочевок в основном использовались войлочные чемоданы, сумки для посуды, чехлы, покрывала, также тканные сумки для различных целей: дорба – для хранения одежды и белья кесе кап, аяк кап – для хозяйственной утвари, коржын – переметная сумка с двумя отделениями: для вещей и продуктов. Все эти предметы выполнялись искусно, с большим количеством украшающих элементов. Кузнечные мастера изготавливали из железа инструменты для хозяйства: балта, устара, шеге, кулып, для охоты – мылтык (винтовку), кылыш (сабли), селебе (полусабли) и т.д.

Зергеры – ювилиры-серебряники – искусно выполняли все виды украшений, а также украшения серебром разные вещи – жуген (узда), ер (седла) и другие предметы.

Среди женских ремесел у казахов в прошлом значительное место занимало ткачество как безворсовые, так и с ворсом. Из пряденной овечьей или верблюжьей шерсти ткали берворсовые ковры – тақыр кілем, орнаментальные полосы – ленты различной ширины для украшения юрты – басқұр, бау и т.д.

Основными орнаментальными мотивами изделий из безворсовой ткани являются ромбы, крупные завитки. Безворсовое ковроткачество, имевшее в прошлом большое распространение в степях Сары-Арки, Западного Казахстана, связано с кочевым образом жизни. Наибольшим спросом у них всегда пользовались сшитые из отдельных полос ковры – алаша, ковры паласного типа – алты ауыл кілем, арабы, адай кілем и другие.

Для казахского ковроткачества характерны своя техника изготовления, манера исполнения, равновесие фона, отточенность рисунков, строгая симметрия их расположения. Но в то же время в ворсовом ковре гүл күмбезді – граница между центральным полем, состоящим из трех-четырех крупных розеток, известных в искусствоведческой литературе под названием күмбез(купол), жұлдыз (звезда), и каймой выглядит нередко весьма условной.

Ворсовые ковры высоко ценились казахами, они были одними из главных предметов приданого невесты. Для орнаментации ворсовых ковров характерен ромб с отходящими от его углов ответвлениями в виде завитков, крючков разной формы.

Одним из распространенных видов казахского прикладного искусства, как в прошлом, так и в настоящем является вышивка. Она требует много времени и большого мастерства, особенно в процессе изготовления настенных ковров-тускиизов. В старину бытовала традиция вышивать парчовой нитью. Если в композициях войлочных тускиизов, выполненных в технике инкрустации и аппликации, преобладали зооморфные мотивы в виде рогов и солярные розетки, то в вышитых тускиизах применялся растительный орнамент, чаще в виде цветков и листьев.

Вышивка применялась также на предметах домашнего обихода – біз кесте - по бархату, замше, тонкому сукну.

Обработка дерева также была одним из достаточно развитых ремесел. Из дерева мастера делали остовы юрт, изготавливали деревянные части седел, также принадлежности для дома- кровати, сундуки и т.д.

Оригинальна и неповторима резьба по дереву, которая бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополняется росписью. Резными раньше были двери, верхняя цилиндрическая часть остова, низ купольных жердей юрты, ее обруч, а также кебеже – ларь, әбдіре - сундуки, төсекағаш – кровать, жастықағаш – изголовье подушечное, асадал – шкаф разборный для хранения посуды; музыкальные инструменты; посуда: ожау, саптыаяк – черпаки, тостаған - миски, күбі - маслобойни и многое другое.

К известному сложному виду промысла относится и плетение циновок из чия – степного тростника. Для этого каждую тростинку сначала в отдельности обвивали по заданному рисунку разноцветными волокнами непряденой шерсти. Затем, сплетая их вместе, получали великолепный ковровый рисунок. Плетенными таким способом полотнищами – шым ши обкладывались решетчатые стены юрты – кереге, а также внутренняя сторона дверной завесы.

Как и во всех видах народного ремесла, в вышивке, также как и в плетении, узорном войлоке и ткачестве, самобытно проявился художественный талант народа, сумевшего передать свой опыт подрастающему поколению через информативную, познавательную, воспитывающую функции этнокультуры.

Вопрос

Маркако́льский госуда́рственный приро́дный запове́дник (каз. Марқакө́л мемлекетті́к табиғи́ қорығы́) — заповедник в Восточно-Казахстанской области, в окрестностях озера Маркаколь. Основан 4 августа 1976 года, площадь 71,3 тыс. га.

Карта Маркакольского заповедника

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2007 года N 1214 «О предоставлении земельных участков в постоянное землепользование государственному учреждению „Маркакольский государственный природный заповедник“ Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан» площадь заповедника расширена до 102 979 га.

· Охраняет природные комплексы лугов, степей, лиственничной тайги, горных темнохвойных лесов, зарослей пихтового стланика, субальпийских и альпийских лугов и каменистых тундр на склонах гор южного Алтая в районе лежащего на высоте 1.5 км высокогорного озера.

· Флора включает более 700 видов высших растений.

· В фауне заповедника представлено 55 видов млекопитающих, среди которых лось, косуля, марал, кабан, бурый медведь, волк,росомаха, горностай, хорь, ласка, барсук, колонок, солонгой, выдра, соболь, американская норка, изредка снежный барс, а также 250 видов птиц (утки, поганки, чёрный аист, кулики, чайки, крачки, дикие голуби, тетерев, глухарь, рябчик, серая куропатка, улар,кеклик, чеглок, пустельга, луни, чёрный коршун, беркут, орлан-белохвост, сарыч, осоед, скопа, ястреб-тетеревятник, совы и другие пернатые). В водах озера Маркаколь встречаются хариус, голец, пескарь и озерный ускуч (ленок).

· Маркакольский государственный природный заповедник организован 4 августа 1976 года на территории Курчумского района Восточно-Казахстанской области с целью сохранения уникального озера Маркаколь и окружающих его ландшафтов. Современная площадь заповедника составляет 75048 га, значительная ее часть (46045 га) приходится на акваторию озера Маркаколь. Сухопутная территория разделена на два участка, занимающих юго-восточное побережье и северные склоны хребта Азутау, а также долину реки Тополевки и часть водораздела Курчумского хребта. Заповедник окружен охранной (буферной) зоной площадью 2221 га. Для осуществления рекреационной деятельности в восточной части акватории озера выделена зона спортивного и любительского рыболовства площадью 1500 га. Географические координаты центральной части заповедника - 49°16' северной широты и 86°37" восточной долготы. Центральная усадьба расположена в поселке Урунхайка.

· Территориально заповедник находится в горах Южного Алтая, являющихся юго-западной периферией горно-таежных ландшафтов Южной Сибири, и в соответствии с физико-географическим районированием относится к Южно-Алтайской провинции Алтайской горной области.

· Маркаколь - самый крупный водоем Алтая, расположенный в живописной межгорной котловине на высоте 1500 м над ур. м. Озеро имеет овально-вытянутую форму и простирается с северо-востока на юго-запад. Его длина 38 км, максимальная ширина 19 км, длина береговой линии 106 км, глубина до 24-27 м (в среднем 14.3 м). Озерная котловина образована хребтами: Курчумским -с севера и запада, Азутау - с юга и востока, Сорвенковским белком - с северо-востока. Хребты имеют высоты 2000-3000 метров над уровнем моря. Наивысшая отметка местности -гора Аксу-Бас (3304.5 м).

· Происхождение озера связывается с одной из ледниковых фаз четвертичного периода альпийского тектонического цикла. Тогда в результате поднятий и разломов сформировалась веерообразная система современных хребтов и межгорных впадин, подвергшихся затем воздействию оледенения, следы которого хорошо выражены у гребней Курчумского хребта.

· Западное, северное и северо-восточное побережье Маркаколя представляет собой приозерную луговую равнину шириной 1-2 км. На юге и юго-востоке береговая полоса сравнительно узкая, так как хребет Азутау почти вплотную примыкает к озеру. Характерны спускающиеся со склонов хребтов отроги, вдающиеся в озеро и образующие мысы -«приторы». Береговая полоса слабо изрезанная, волнистая, лишь кое-где с выступающими мысами и небольшими заливами — «губами». Озерные берега преимущественно илистые, заболоченные, чередующиеся с галечниковыми, каменисто-валунными и песчаными участками. Вдоль берегов тянутся заболоченные березняки и ельники, кочкарниковые болота, луговые и лугово-кустарниковые пространства.

· На берегах Маркаколя в пределах охранной зоны сохранилось четыре небольших поселка: Урунхайка, Матабай, Нижняя Еловка и Верхняя Еловка, в которых проживает местное население, и находятся егерские кордоны заповедника.

·

· Таежные склоны окружающих озеро хребтов сравнительно крутые, с характерными для них глубокими лесистыми распадками и долинами, по дну которых протекают бурные речки и ручьи. В лесах преобладает лиственница, и лишь по северным склонам встречаются густые пихтово-лиственничные насаждения. Для лесов характерно густое труднопроходимое высокотравье до двух метров высотой с зарослями смородины, малины, жимолости и таволги.

· Водоразделы хребтов занимают субальпийские и альпийские луга, мохово-лишайниковые, кустарниковые и каменистые тундры. Для горных вершин - гольцов типичны крупновалунные осыпи - курумы, нередко занимающие довольно значительные площади. Курчумский хребет в своей северо-восточной части имеет скальные вершины со снежниками и рассечен громадными обрывистыми стенами ущелий и «цирков», на дне которых имеются альпийские озера подпрудного происхождения. Вершины Азутау и Сорвенковского белка более сглаженные, куполообразные.

· В озеро Маркаколь впадает до 95 различных водотоков. Наиболее крупные реки - Тополевка, Нижняя Еловка, Матабай, Жиренька, Глуховая и Верхняя Еловка, Тихушка, Матабайка и Тесной ключ. Это типично горные реки со сравнительно узкими каменистыми руслами шириной 2-5 м, небольшими глубинами до 1-2 м и быстрым течением. Лишь Тихушка в низовьях, протекая через луговую и болотистую долину, имеет медленное течение, глубину 2-3 м и образует в устье подобие дельты с осоково-хвоще выми сплавинами. Из Маркаколя вытекает лишь одна река - Кальджир (длиной 128 км), являющаяся притоком Черного Иртыша.

· Озеро на зиму замерзает. Ледостав происходит между 6 ноября и 4 декабря, в среднем 20 ноября. Незамерзающим остается исток р. Кальджир

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: