Вопрос Исскуство народа музыка

Музыкальное искусство Казахстана имеет многовековую традицию развития. Истоки культуры казахского народа восходят к глубокой древности. В дореволюционное время при отсутствии музыкальной письменности процесс устного освоения репертуара органично входил в повседневную жизнь народа.

Традицицонное народное творчество, являясь бесценным наследием творческого опыта, фундаментом нравственности, морали, этнопедагогической культуры, служит не только историческим достижением этноса, но и неиссякаемым источником духовного обогащения общества. В конце 19 века фольклористы-этнографы начали периодически собирать и записывать казахские народные песни и кюи, изучать музыкальные традиции народа, выступать с научными сообщениями, публиковать нотные записи, статьи, исследования. Эти работы, положившие начало научного изучения музыкального искусства казахов, приобрели особую актуальность и в настоящее время, являясь ценными источниками по истории развития музыкального просвещения в Казахстане. Особенно обширную работу по записи казахской народной музыки и глубине научных обобщении проделал А.В. Затаевич, удостоенный за свою музыкально-этнографическую деятельность высокого и почетного звания первого Народного артиста Казахской ССР. Опубликованные два тома «1000 песен киргизского народа» и «500 казахских песен и кюев», которой явились фундаментальными работами в казахской фольклористике.
В изучение музыкального наследия казахского народа неоценимый вклад внес известный ученый музыковед, академик - Ахмет Жубанов. Казахская музыкальная культура, ее художественные ценности являлись предметом постоянного интереса известного исследователя. Научная деятельность его была направлена на изучение музыки и инструментов казахского народа. В своей исследовательской работе А. Жубанов приводит нотные записи различных жанров песен, осуществляет анализ их форм, ладовой структуры, ритмики и поэтического содержания и дает характеристику народным музыкальным инструментам, таким как: кобыз, домбыра, сырнай и.т.д., описывает их строй, способы игры и приемы звукоизвлечения.
Научные труды кропотливой собирательской работы А.К. Жубанова вдохновенно обобщенны им в двух больших книгах: «Струны столетий» (1958г.), и «Соловьи столетий» (1963г.). Более четверти века протекал этот сложный процесс накопления, отбора, систематики и проверки различных фактов по истории казахской народной музыки. Более четверти века пытливая мысль музыковеда была направлена на то, чтобы за гранью простого бытового явления в жизни народа увидеть прекрасные черты художественного отражения жизни и поэтического восприятия окужающей действительности, питавшей казахскую музыку волнующими темами и яркими образами.
Одной из первых профессиональных музыкантов-исполнителей на кобызе-прима является Народная артистка Каз. ССР, профессор Балгаева Фатима Жумагуловна. Она синтезировала некоторые принципы игры на традиционном кыл-кобызе и приемлемые положения прогрессивной скрипичной и виолончельной школы и создала на этой базе свою методику преподавания на усовершенсвованном инструменте – кобыз-прима.
Более 50 лет длилась плодотворная педагогическая и концертная деятельность Народной артиски, профессора Ф.Ж. Балгаевой. Среди многочисленных ее воспитанников есть известные в республике исполнители-солисты, педагоги, студенты – аспиранты.
На сегодняшний день можно заключить, что задачи, поставленные в ходе решения вопросов казахского традиционного музыкального (кобызового) искусства, решены и имеют теоретическую и практическую ценность.

Особая роль народной музыки в жизни казахов отражена в многочисленных древних мифах и легендах, что подтверждает глубокую историческую почвенность этого слоя куль­туры. Мало что может сравниться по глубине и красоте с этими мифами и легендами в казах­ском фольклоре. Они были созданы древними племенами и народами, принявшими участие в этногенезе казахов, которые в свою очередь умножили богатейшие культурные традиции предков. Музыкальные мифы и легенды, являющиеся неотъемлемой частью традицион­ной религиозной системы, ставят Музыкальный Инструмент на высшую ступень мироздания как создателя и носителя космического порядка, проводника чистых энергий, объединяющих в гармоничное целое Космос, Природу и Чело­века. Появившиеся несколько позже архаичные образцы инструментальной музыки народа, - кюи - также выполняли на этапе своего возник­новения магические функции. Происхождение обеих традиций - эпической и инструмен­тальной связывалось в народном сознании и преданиях с именем легендарного святого -Коркыта - первого жырау и шамана, " отца кюев " и создателя музыкального инструмента - кыл - кобыза. Вместе с кобызом, строение и названия частей которого олицетворяли свойственную шаманским представлениям 3-х-уровневую модель Вселенной (верхний, средний и нижний миры), Коркыт оставил потомкам великое наследие - кобызовые кюи ­" Коркыт ", " Желмая " (Имя священной верблюдицы"), " Таргыл тана " (" Пегая телка "), " Елимай " (" О, моя родина "), " Ушардын улуы " (" ВойУшар ") и др. Часть из них имела звукоподражательный характер и передавала голоса живой природы, часть - представляла собой философские раздумья о смысле бытия, жизни и смерти. Но во всех произведениях легко уловимы на слух переходящие из одного кюя в другой и многократно повторяющиеся музыкальные мотивы - словно ожившие в звуках кобыза слова древней молитвы, запо­веди, заклинания, обращенные к богу, духам, сверхъествественным силам.

В глубь веков уходит и история развития домбровой и сыбызговой инструментальных традиций. Свидетельством древнего происхож­дения домбровой музыки стали археологи­ческие открытия: при раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Ученые отмечают, что хорезмий-ские двухструнки, бытовавшие не менее двух тысяч лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных - "Акку" ("Лебедь"), "Каз" (Гусь"), "Нар" ("Верблюд"), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте - "Аксак кыз" ("Хромая девушка"), "Аксак кулан" ("Хромой кулан"), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей - "Жорга аю" ("Медведь-иноходец"), "Зарлау" ("Плач"), "Жетым кыз" ("Девочка-сирота") и др. Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: