Оптимизация ФС

Оптимизация ФС:

· Устранение накапливающихся эффектов утомления в процессе повседневной работы

· Купирование симптоматики стресса, дезорганизирующей деятельность и препятствующей ее выполнению в оптимальном режиме

· Снятие чрезмерного эмоционального напряжения и восстановление оптимального эмоционального фона деятельности

Оптимизация состояния:

· Исходное (фоновое)состояния – что не так?

· Целевое состояние- каким оно должно быть?

Объективные методы оптимизации ФС:

· Нормирование рабочих нагрузок

· Оптимизация режимов труда и отдыха

· Обогащение содержания труда

· Элиминация факторов экологически вредной среды

· Рациональная организация рабочих мест, пространств, помещений, средств и орудий труда

· Изменение управленческих концепций

· Организационная культура: ценности здорового образа жизни

Приемы и средства саморегуляции:

· Спонтанно-сфомированные в процессе накопления жизненного и профессионального опыта.

· Целенаправленно освоенные в результате применения психологических технологий обучения

Актуальность внедрения психологических программ, обучения новым навыкам ПСР:

1. Наличие негативной динамики ФС в ечениераочх периодов

2. Потребность в оптимизации ФС

3. Неспособность эффективно оптимизировать свое ФС при помощи спонтанно сложившихся приемов саморегуляция

Практические задачи, при которых рекомендуется проведение тренингового обучения ПСР:

1. Оптимизации ФС для обеспечения и поддержания высокой работоспособности в течение как можно более продолжительного периода деятельности

2. Формирование системы комплексных мер поддержания психического и физического здоровья

Комплексная программа обучения навыкам психологической саморегуляции ФФС на основе методов ПСР:

1. Нервно-мышечная релаксация

2. Идеомоторная тренировка

3. Сенсорная репродукция образов

4. Аутогенная тренировка

Направление повышения эффективности обучения ПСР:

Профессиональной специфики

Индивидуальных особенностей

5. Эргономические аспекты безопасности труда и производства. Психология ошибок работников, их виды, причины, методы анализа и пути профилактики.

План:

1. Психология безопасности

2. Соотношение различных качеств эргатических систем в фокусе проблемы безопасности

3. Концепции анализа ошибок в профессиональной деятельности. Классификации ошибок (классификационные схемы Дженсена; Фитца и Джонса; Расмуссена).

4. Ошибка и профессиональный опыт.

5. Профилактика ошибок

6. Расследование происшествий. Методики расследования происшествий и анализа ошибок


1. Психология безопасности

Основной источник Котик «Психология безопасности» + установочная лекция

Опасность - совокупность факторов и условий, которые угрожают здоровью и целостности человека.

Угрозы безопасности(факторы):

• Внутренние психические процессы субъекта (ошибочные действия человека. Ошибка- характеристика/оценка результата действия)

• Внешние факторы(факторы внешней среды, санитарно-гигиенические, организационные факторы)- надо защищать от внешних факторов

Психология безопасности – это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности

Несчастный случай можно определить как событие, возникающее в результате некоторого нарушения трудового процесса и стечения определённых обстоятельств обстоятельств чаще всего в тот период, когда человек находится в опасной зоне.

Причины несчастных случаев:

Эволюция человека. С развитием орудий труда расширился диапазон воздействия человека на окружающий его мир как по разнообразию, так и по интенсивности. При этом, очевидно, расширился и круг ответных реакций внешнего мира на человека в процессе его труда. Но с развитием техники опасность растёт быстрее, чем человеческое противодействие ей.

Ошибки современного человека обходятся ему гораздо дороже.

Адаптация человека к опасности. Для современного человека техника стала средством удовлетворения многих потребностей, источником удовольствия, объектом мотивации, фактором престижа. Используя блага, даваемые техникой, и привыкая к ним, человека зачастую забывает, что техника обычно является ещё и источником высокой опасности.

Воздействуясистемой безопасности на человека, можно,с одной стороны, способствовать повышению его профессиональных умений производительно и безопасно работать, а также повышению мотивации к безопасному труду и, с другой – обеспечить человека правилами, индивидуальными средствами защиты и таким путём дополнительно увеличить его результатирующую защищённость.

При этом защищенность человека традиционно делится на 2 направления: физическая и психологическая.

Физическая связана непосредственно физическими методами защиты (конструкция орудий, выдача средств защиты и т.д.), а психологическая связана с учетом человеческих и личных факторов эргатической системы, которая призвана снизить вероятность несчастного случая.

Говоря о человеке как элементе эргатической системы следует упомянуть, что под человеческим фактором понимается совокупность присущих профессиональному контингенту в целом качеств и свойств, а под личным фактором речь идет о личных качествах. Эти 2 фактора являются ключевыми для рассмотрения психологией безопасности.

В сумме, все это начинает работать, когда работники добровольно и систематически выполняют все требования безопасности, это подводит к концепции культуры безопасности труда.

Культура безопасности - особая морально-психологическая атмосфера в организации, характеризующаяся, во-первых, приоритетом ценностей безопасности и социальной ответственности в сфере ценностных ориентаций сотрудников и в иерархии организанионных ценностей: во-вторых, направленностью сотрудников организации на упреждающее выявление опасных факторов и предотвращение безопасности. У нее много факторов как и везде, в учебнике несколько глав, но все логично и можно фантазировать, напр., что факторы и внутренние, и эргономические, и социальные. Ну и далее.

2. Соотношение различных качеств эргатических систем в фокусе проблемы безопасности

По Солнцевой:

Интегральная эффективность: надежность (поддержание заданных характеристик на заданном временном интервале), готовность, устойчивость (поддержание заданных характеристик при влиянии внешнего фактора, преодоление фактора). Оптимальность- соотношение эффективности к затратам.

Система может быть эффективной, если он безопасна.

Эргатические системы (ЭС) относятся к классу целенаправленных систем (св-во активности => цель).

Эффективность ЭС- свойство ЭС достигать конечной цели, т. е. получать продукт труда с заданным качеством в заданных условиях и обусловленные достижением цели результаты или эффект от них.

Качество функционирования ЭС - свойство, определяемое хар-камипр-сса функционирования, ведущего к достижению конечной цели в заданных условиях.

Надежность функционирования ЭС - свойство ЭС сохранить устойчивость процесса функционирования, закл. в отсутствии вынужденных прекращений процесса (срывов функционирования) и неправильных действий (ошибок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: