В расчетах необходимо определить сопротивления передвижению машины W и ее тяговые возможности по мощности привода ходового оборудования и по сцеплению движателя с опорным основанием (грунтом) .
Сопротивление передвижению W выразим следующим уравнением:
, (2)
где – сопротивление на рабочем органе машины, Н;
– сопротивление передвижению движителей по горизонтальному пути, Н;
– сопротивление повороту машины, Н;
– сопротивление движению на уклоне местности, Н;
– сопротивление инерции при разгоне и торможении, Н;
– сопротивление ветрового давления, Н.
В этом уравнении сохраняются только те сопротивления, которые имеют место в конкретном транспортном режиме работы машины.
- зависит от назначения и типа машины, характера выполняемых работ, конструкции рабочего органа и других факторов. Его расчет ведут для конкретных типов технологических машин.
, (3)
где f – коэффициент сопротивления передвижению движителя (табл. 1);
G – вертикальная составляющая внешней нагрузки на движители (сила тяжести машины).
|
|
не учитывают для колесных машин при движении по твердому основанию. Для колесных машин при езде по рыхлому грунту:
. (4)
Для гусеничных машин при езде по вязкому рыхлому грунту:
(5)
при езде по твердому грунту
(6)
С уменьшением радиуса поворота возрастает.
, (7)
где – масса машины, кг;
– 9,81 м/с2– ускорение свободного падения;
– угол подъема пути машины. Знак (+) на подъем, (-) под уклон.
, (8)
где – скорость в конце разгона или начале торможения, м/с;
– продолжительность разгона (торможения), с. Знак (+) при разгоне, (-) при торможении.
, (9)
где – площадь, воспринимающая давление ветра, м2;
– распределенная ветровая нагрузка на 1 м2поверхности (Па), зависит от географической зоны работы машины.
, (10)
где q – динамическое давление ветра, Па; q =125-500 Па
K =1,6...2,5 — коэффициент, учитывающий возрастание динамического давления по высоте, характер обтекания воздушным потоком и приращение его от пульсации скорости ветра.
Таблица 1
Коэффициенты сопротивления передвижению и коэффициенты сцепления
Вид опорной поверхности | Шинноколесный движитель | Гусеничный движетель | |||||
Шины высокого давления | Шины низкого давления | ||||||
Асфальт сухой | 0,015...0,02 | 0,7... 0,8 | 0,02 | 0,7... 0,8 | - | - | |
Грунтовая дорога | сухая укатанная | 0,02... 0,06 | 0,6... 0,7 | 0,025...0,035 | 0,4... 0,6 | 0,06...0,07 | 0,8...1,0 |
грязная влажная | 0,13... 0,25 | 0,1... 0,3 | 0,15... 0,2 | 0,15...0,25 | 0,12...0,15 | 0,5...0,6 | |
Грунт | рыхлый свежеотсыпанный | 0,2... 0,3 | 0,3... 0,4 | 0,1... 0,2 | 0,4... 0,6 | 0,07... 0,1 | 0,6...0,7 |
слежавшийся уплотненный | 0,1... 0,2 | 0,4... 0,6 | 0,1... 0,15 | 0,5... 0,7 | 0,08 | 0,8...1,0 | |
Песок | влажный | 0,1... 0,4 | 0,3... 0,6 | 0,06... 0,15 | 0,4... 0,5 | 0,05... 0,1 | 0,6...0,7 |
сухой | 0,4... 0,5 | 0,25... 0,3 | 0,2... 0,3 | 0,2... 0,4 | 0,15... 0,2 | 0,4...0,5 | |
Снег | рыхлый | 0,4... 0,5 | 0,15... 0,2 | 0,1... 0,3 | 0,2... 0,4 | 0,1... 0,25 | 0,25... 0,35 |
укатанный | 0,05... 0,1 | 0,25... 0,3 | 0,03... 0,05 | 0,3... 0,5 | 0,04...0,06 | 0,4...0,6 | |
Болото | - | - | 0,25 | 0,1 | 0,3 | 0,15 | |
Бетон | 0,015...0,02 | 0,7... 0,8 | 0,02 | 0,7... 0,8 | 0,06 | 0,5...0,6 |
и - учитывают только для шинноколесных, для гусеничных машин пренебрегают.
|
|
Движение машины возможно, если выполняется условие (условие движения)
(4.11)
т.е максимальное тяговое усилие должно быть не меньше суммарного сопротивления движению W. Усилие ограничено двумя факторами: мощностью привода и условиями сцепления движителя с опорным основанием, с которыми оно связано следующими зависимостями:
; (4.12)
, (4.13)
где – суммарная мощность двигателей, Вт;
– общий КПД ходового оборудования машины;
– скорость передвижения, м/с;
– коэффициент сцепления движителя с основанием (табл.4.1)
Если условие не выполняется по : не хватает мощности, машина не может двигаться (переход на низкие передачи). Если условие не выполняется по : нет движения из-за буксования движителей (подкладывают материал с большим ).