Организация контроля

Приемочный контроль

При проверках аптечных организаций выявляются некачественные лекарства, приобретения которых можно было бы избежать при правильной организации приемочного контроля. Иногда приемочный контроль сводится к простому пересчету поступившего товара и сверке с указанными цифрами в накладной.

Учитывая давность выхода приказа от 16 июля 1997 г. N 214, а также произошедшие за последние годы изменения в Системе сертификации, методология приема лекарственных средств от поставщика требует уточнения.

Условия приема лекарств в аптечных учреждениях:

Прием осуществляется при наличии договора на закупку лекарственных средств.

К договору должна быть приложена копия лицензии на право производства, изготовления, реализации, осуществления фармацевтической деятельности. Ставится под контроль срок действия лицензии.

Наличие в аптечной организации приказа руководителя о назначении должностного лица, ответственного за проведение приемочного контроля, и специалиста, замещающего это лицо при его отсутствии.

Обеспечение должностного лица, ответственного за проведение приемочного контроля, Реестром лекарственных средств, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, и иной нормативной, справочно-информационной литературой и списком лекарственных средств, подлежащих изъятию из аптечной и розничной сети.

При приемке лекарственных препаратов должна быть обеспечена защита поступающих лекарств от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур.

Соблюдение поставщиком правил доставки препаратов, требующих особых условий хранения.

Количество принимаемых препаратов, требующих особых условий хранения, должно соответствовать емкости специального оборудования.

Все поставки товара должны сопровождаться документами, позволяющими установить:

- дату отгрузки;

- наименование лекарственного препарата (включая лекарственную форму и дозировку);

- номер серии и партии;

- количество поставленного товара;

- цену отпущенного лекарственного препарата;

- наименование и адрес поставщика;

- наименование и адрес получателя;

- документы, подтверждающие качество.

Правила приема лекарственных средств:

Сразу после поступления лекарств в учреждение проводится приемочный контроль.

Ядовитые, сильнодействующие вещества, наркотические средства, психотропные вещества необходимо немедленно после проверки размещать в местах хранения в соответствии с требованиями ОСТа, утвержденного приказом МЗ РФ от 4 марта 2003 г. N 80.

Термолабильные препараты должны доставляться в термоконтейнерах или специально оборудованных автомобилях. При нарушении условий доставки покупатель должен отказаться от приема указанной группы препаратов. При соблюдении правил транспортировки лекарства немедленно размещаются в холодильном оборудовании соответственно указанному на этикетках температурному режиму.

Не подлежат приемке лекарственные средства с истекшим сроком годности, не соответствующие требованиям по качеству и без документов, удостоверяющих их качество.

Для подтверждения качества согласно Правилам продажи отдельных видов товаров при розничной торговле возможно предоставление одного из следующих документов:

- сертификат соответствия (СС);

- копия СС, заверенная держателем подлинника СС, нотариусом или органом по сертификации, выдавшим сертификат (межрегиональный центр сертификации имеет право заверять все СС на лекарственные средства, выданные в Системе сертификации);

- товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или продавцом и содержащие следующие сведения:

1) номер СС;

2) срок его действия;

3) орган, выдавший сертификат.

Эти сведения должны быть заверены подписью и печатью изготовителя или поставщика с указанием его адреса и телефона.

При получении информации о сертификации в форме приложения сведений в товарно-сопроводительных документах следует обратить внимание на:

-наличие сведений о сертификации построчно на каждое наименование лекарственного средства;

- полноту информации;

- сведения о сертификации должны быть заверены печатью и подписью поставщика.

При реализации отечественных медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП) в ЛПУ и аптечную сеть поставщиками должны предъявляться следующие документы:

1)копия лицензии на право производства и реализации МИБП или лицензия на право фармацевтической деятельности;

2)копия сертификата производства на реализуемый препарат установленного образца (за исключением станций переливания крови);

3) паспорт ОБТК организации-изготовителя на реализуемую серию препарата.

При реализации зарубежных МИБП помимо лицензии на фармацевтическую деятельность должны предъявляться следующие документы:

1) копия регистрационного удостоверения установленного образца на препарат;

2) копия сертификата соответствия на реализуемую серию препарата, выданного ГИСК им. Л.А.Тарасевича.

Документами, подтверждающими качество субстанций, являются паспорт завода-изготовителя и протокол анализа аккредитованной испытательной лаборатории, выполненный по всем показателям нормативного документа.

При приеме новых лекарственных средств проверяется наличие их регистрации в Российской Федерации по Реестру лекарственных средств России.

Каждая серия поступивших препаратов проверяется на отсутствие данных серий в списке лекарственных средств, предписанных к изъятию из розничной и аптечной сети письмами Росздравнадзора.

Согласно приказу МЗ РФ от 16 июля 1997 г. N 214 поступающие лекарственные средства проверяются на соответствие по показателям "Описание", "Упаковка", "Маркировка".

Контроль по показателю "Описание" включает проверку внешнего вида, цвета, запаха. В случае сомнения (другой цвет оболочки, помутнение и т.п.) проводят сравнение с описанием, обозначенным в инструкции по применению препарата. При несоответствии описания лекарство не подлежит приемке. Аптека имеет право вернуть его поставщику или передать в испытательную лабораторию для проведения анализа.

При проверке по показателю "Упаковка" обращают внимание на ее целостность (групповая и индивидуальная упаковка не должны быть повреждены, подмочены и т.п.), наличие инструкции или листка-вкладыша на русском языке. При отсутствии вторичной упаковки на каждую первичную упаковку должна быть инструкция. В этом случае обращают особое внимание на условия хранения, обозначенные в тексте инструкции.

При получении субстанций лекарственных средств следует обращать внимание на соответствие упаковки физико-химическим свойствам и указанным в Государственной фармакопее (ГФ) условиям хранения.

При контроле по показателю "Маркировка" обращается внимание на четкость маркировки, ее соответствие на первичной, вторичной и групповой упаковке, соответствие номера серии препарата номеру серии в накладной. При этом очень важно просмотреть все полученные лекарства на соответствие сериям, указанным в товарно-сопроводительных документах.

Порядок действий в случае сомнения в качестве полученного лекарственного средства:

Выделить специальную зону для размещения товара сомнительного качества.

Лекарственные средства в поврежденной упаковке, не соответствующие заказу, с истекшим сроком годности или не соответствующие по показателям "Описание", "Упаковка", "Маркировка", помечаются "Забраковано при приемочном контроле".

На эти препараты составляется акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке товара.

Товар хранится в карантинной зоне до возврата поставщику.

При отсутствии на полученные лекарственные средства сведений о сертификации в товарно-сопроводительных документах или копий сертификатов соответствия данные препараты хранятся в карантинной зоне до получения от поставщика документов, удостоверяющих их качество.

Если полученная серия лекарственных средств значится в списке забракованных препаратов, следует внимательно ознакомиться с содержанием письма Росздравнадзора об изъятии лекарственного средства, в заключительной части которого, как правило, определен порядок действий в случае обнаружения некачественного лекарства.

Если полученная серия лекарственных средств значится в списке фальсифицированных препаратов, следует приостановить реализацию указанного лекарства и информировать об этом территориальное Управление Росздравнадзора.

Рекомендуется вести журнал приемочного контроля, где фиксируются случаи обнаружения несоответствия поставляемого товара требованиям нормативных документов и правилам реализации лекарственных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: