Вопрос 3. Роль бухучета в управлении организацией, его функции и задачи

Хозяйственный учет в организации является одной из функций в системе управления хоздеятельностью. Управление представляет собой вид деятельности, возникший в результате разделения труда в общественном производстве. В нем выделяют субъект управления (органы управления), который обеспечивает наблюдение, контроль и планирование, а также регулирование хоздеятельности. Объект управления – хоздеятельность организации, в которой совершаются факты хозяйственной жизни. Объекты и субъекты управления находятся между собой в определенной связи, что позволяет называть эту структуру системой управления. Учет позволяет сформировать информацию о хоздеятельности объекта управления, необходимую для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях.

В системе управления хоздеятельностью организации бухучет выполняет следующие функции:

1) Информационная функция – одна из главных в бухгалтерском учете, поскольку учет является основным источником информации для внутренних и внешних пользователей. Бухгалтерская информация отличается непрерывностью ее отражения и документированностью фактов в бухучете. Данные бухучета для потребностей пользователей должны быть достоверными, объективными и своевременными.

2) Контрольная функция основана на сравнении фактических данных о хозяйственной деятельности организации с ожидаемыми или запланированными ранее. Контроль осуществляется до начала хозоперации, чтобы спрогнозировать ее результат. Во время совершения операции для обеспечения ее выполнения с наибольшим эффектом после завершения операции в целях корректировки полученного результата и прогнозирования дальнейшего хода событий.

3) Аналитическая функция позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов организации, эффективность принятых решений, скрыть имеющиеся недостатки хоздеятельности, наметить пути ее совершенствования.

4) Функция обеспечения сохранности имущества реализуется путем использования развернутого плана счетов, охватывающего все стороны движения и состояния активов, обязательств, капитала, доходов и расходов организации.

В бухучете определены следующие его задачи:

1) Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах.

2) Обеспечение при совершении организацией хозопераций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3) Предотвращение отрицательных результатов хоздеятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: