Тема 1. «Метод наблюдения в психологии»

Основная цель данной работы - систематизировать представления студентов об использовании метода наблюдения в психологии, ознакомить их с технологиями поиска и осмысления научной информации, приобретение навыков проведения психологического исследования с помощью метода наблюдения.

Структура работы:

Введение

1. Метод наблюдения: определение и общая характеристика

2. Использование метода наблюдения в практике работы воспитателя детского сада

3. Поведенческий портрет ребенка в процессе совместной детской деятельности.

Заключение

Список использованной литературы

Параграф 1 состоит из двух частей. В первой части необходимо привести не менее десяти определений понятия «наблюдение», обратившись к словарям, практикумам, учебникам по общей и экспериментальной психологии и т.д. Определения необходимо расположить логично: от общенаучных - к частным, от словарных - к авторским. Не следует просто копировать текст, особенно словарный, содержащий сокращения, отсылки к другим словарным статьям и т.п.; полностью приводить словарные статьи, где дается не только определение, но и общая характеристика метода - эту информацию необходимо представить в следующей части данного параграфа.

Во второй части приводится общая характеристика метода наблюдения. Здесь необходимо рассмотреть такие вопросы, как: разновидности метода, требования к проведению исследования с применением метода наблюдения, достоинства и недостатки метода и т.п. - все это нужно структурировать, например, сделать подзаголовки. Необходимо избегать сплошного копирования отрывков книг - текст должен быть переработан. Везде, где вы используете материалы других источников, необходимы ссылки (см. раздел 3).

Параграф 2 представляет собой сравнительный анализ применения метода наблюдения в практике работы воспитателя детского сада и общими характеристиками применения метода наблюдения. Необходимо выделить требования, предъявляемые к организации наблюдения за детьми дошкольного возраста, определить специфику и разработать схему наблюдения. Кроме этого, необходимо составить форму протокола наблюдения.

Параграф 3 представляет собой письменный отчет о проведении исследования с применением метода наблюдения: составление поведенческого портрета ребенка по данным скрытого включенного наблюдения.

Поведенческий портрет по данным наблюдения (адаптировано из «Детской психологии» Я.Л.Коломинский и Е.А.Панько, 2002).

Цель задания: опираясь на данные продолжительного (две недели) скрытого включенного полевого наблюдения, необходимо составить поведенческий портрет ребенка.

Основные параметры поведенческого портрета ребенка дошкольного возраста:

1. Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет инициативу других детей.

2. Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы).

3. Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких -
скованной).

4. Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство, темп речи). Высказывает свое мнение, выражает свои чувства и желания.

5. Поведение по отношению к другим людям - положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя), позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности);

наличие противоречий в поведении - демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях (в каких?).

6. Поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам).

7. Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действия. Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально. Проявляет антагонизм, унижает других, защищает и утверждает себя.

Список рекомендуемой литературы

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П., Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

2. ВалеевГ.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие / Г.Х Валеев. - Стерлитамак: Стерлитамак.гос. пед. ин-т, 2002. - 134 с.

3. Горбатов, Д. С. Практикум по психологическому исследованию: учебное пособие / Д.С. Горбатов. - Самара: Бахрах-М, 2006. - 272 с.

4. Гудвин, Д. Исследование в психологии - методы и планирование / Дж.Гудвин. - СПб: Питер, 2004. - 558 с.

5. Регуш, Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л.А.Регуш. - СПб.: Питер, 2001. - 176 с.

6. Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» /
Отв. ред. А. М. Айламазьян. - М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. - 480 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: