Тема 2. «Метод эксперимента в психологии»

Основная цель данной работы - систематизировать представления студентов об использовании метода эксперимента в психологии, закрепить полученные навыки поиска и осмысления научной информации.

Структура работы:

Введение

1. Метод эксперимента: определение и общая характеристика

2. Использование метода эксперимента в детской психологии

3. Организация и проведение формирующего психолого-педагогического эксперимента

Заключение

Список использованной литературы

Параграф 1 состоит из двух частей. В первой части необходимо привести не менее пяти определений понятия «эксперимент», обратившись к словарям, практикумам, учебникам по общей и экспериментальной психологии и т.д. Определения необходимо расположить логично: от общенаучных - к частным, от словарных - к авторским. Не следует просто копировать текст, особенно словарный, содержащий сокращения, отсылки к другим словарным статьям и т.п.; полностью приводить словарные статьи, где дается не только определение, но и общая характеристика метода - эту информацию необходимо представить в следующей части данного параграфа.

Во второй части приводится общая характеристика метода эксперимента. Здесь необходимо рассмотреть такие вопросы как: разновидности метода, требования к проведению исследования с применением данного метода, достоинства и недостатки метода и т.п. - все это нужно структурировать, например, сделать подзаголовки. Необходимо избегать сплошного копирования отрывков книг - текст должен быть переработан. Везде, где вы используете материалы других источников, необходимы ссылки (см. раздел З)

Параграф 2 содержит описание не менее трех психолого-педагогических экспериментов из области детской психологии.

Для выполнения данного задания студентам необходимо обратиться к специализированной психолого-педагогической литературе с тем, чтобы найти там примеры конкретных исследований с применением метода эксперимента (не рекомендуется использовать примеры из сети интернет без указания на автора эксперимента, так как иногда они содержат заведомо ложную информацию). Описывается ход исследования и полученные в нем результаты. Опыт проведения эксперимента может быть расположен и в научно-методических печатных изданиях по дошкольной психологии и педагогике.

Параграф 3 предполагает самостоятельную разработку и проведение экспериментального исследования, и анализ его результатов. Прежде всего, необходимо разработать план формирующего эксперимента, т.е. спрогнозировать путь развития формируемого явления. Студент самостоятельно выбирает любую проблему, которую можно изучить с помощью метода формирующего эксперимента. Необходимо разработать программу исследования по плану:
Тема;

Цель исследования;

Задачи исследования;

Гипотеза исследования;

Описание методов и методик используемых в эксперименте;

Испытуемые.

Студенты организуют проведение эмпирического исследования, обрабатывают полученные результаты. Оформляется письменный отчет по результатам исследования, включая теоретические обзор по изучаемой проблематике. Письменный отчет по всем этапам работы включается в контрольную работу. Результаты количественного или сравнительного анализа могут быть представлены в виде графиков, диаграмм и т.д.

Список рекомендуемой литературы

1. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2011.-320 с.

2. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: Теории и методы: Учебник для вузов / Т.В. Корнилова. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 381 с.

3. Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. - пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 360 с.

4. Солсо, Р. Экспериментальная психология: планирование, проведение, анализ / Р. Солсо, К. Маклин. - М.: Прайм-Еврознак, 2006. - 480 с.

5. Храмович, М. А. Научный эксперимент, его место и роль в познании / М.А. Храмович. - Мн.: Изд-во БГУ, 1972. - 232 с.

6. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др. / Под ред С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 383 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: