Этапы в понимании предмета психологии

Понимание предмета психологии в науке сложилось не сразу. Процесс его становления проходил в четыре этапа.

1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Представления о душе были как идеалистическими, так и материалистическими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит – частицей природы, атомом огня, то есть материальной. Далее в результате борьбы этих двух направлений идеализм стал основой религии, а материализм был запрещен (вплоть до XVII в.). В этот период душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность. Двойственность души - дуализм (лат. dialia - двойственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).

2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения психологии как нуки. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.

3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными и др. предметом психологии становится поведение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S ® R) стимул - реакция. В Дальнейшем эксперименты не подтвердили правомерность исходной схемы как универсальной: на один и тот же стимул могут следовать разные реакции, точно так же как одна реакция может побуждаться разными стимулами. В результате классическая формула бихевиоризма была дополнена промежуточным звеном: S® отражающий субъект ®R.

В тоже время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:

- гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Вертгеймер (1880-1943), Курт Коффка (1886-1941). Им принадлежит идея целостности образа и врожденной способности восприятия структурировать и переструктурировать пространство, в связи с чем в психологию впервые были введены понятия «фигура» и «фон». Явление переструктурирования, т.е. внезапного усмотрения новых отношений между элементами, гештальтпсихологи распространили за пределы психологии восприятия.

- психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) и др. (предмет изучения - бессознательное). Основная идея психоанализа З.Фрейда: поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным, где находятся все желания, влечения и переживания, в которых человек боится себе признаться и которые в результате либо вытесняются из сознания, либо не допускаются до него. Однако, исчезнув из сознания, они не исчезают полностью, а хранятся в сфере бессознательного, стремясь к реализации проявляясь в искаженном виде (сновидения, фантазии, оговорки, невротические нарушения, творчество и т.д.). По мнению З.Фрейда психика человека имеет следующую структуру: «Сверх-Я» (или «Супер-Эго») - социальные нормы, «Я» (или «Эго») – сознание, «Оно» (или «Ид») – подсознание. По утверждению З.Фрейда, «Я» человека находится под двойным давлением («Сверх-Я» и «Оно») и вынуждено защищаться, используя различные средства (механизмы) психологической защиты (отрицание, ограничение Я, рационализация, проекция, идентификация, замещение, сублимация, подавление).

- когнитивная психология - Ульрих Найссер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы);

- генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(предмет - развитие мышления).

Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексологии» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Герасимович Ананьев (1829-1905).

4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базировалась на философской теории отражения (предмет изучения - психика) - Павел Петрович Блонский (1884-1941), Константин Николаевич Корнилов (1879-1957). Одним из наиболее важных направлений, сформировавшимся в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем – психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность). На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет – особенности личности).

В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направление - трансперсональная психология (Станислав Гроф), изучающая предельные возможности психики человека.

В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенностей решаемых проблем и задач. Единого представления о предмете психологии не существует. Предметом психологии в отечественной психологии является психика, психическая деятельность. Однако определения этого понятия формулируются по-разному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: