Основными узлами машин постоянного тока являются неподвижный статор и подвижный ротор. Основные элементы машины показаны на рис.26.1. Статор состоит из станины 1, магнитной системы 2, закрепленной на станине, щеточного механизма и подшипниковых узлов.
Станина служит для крепления к ней других частей машины и кроме этого она является частью магнитной цепи машины, т.е. по ней замыкается магнитный поток машины.
Магнитная система состоит из одной или нескольких пар полюсов и служит для создания основного магнитного потока машины. На полюса. насаживаются катушки, образующие обмотку возбуждения машины. Для уменьшения вихревых токов полюса набирают из стальных пластин. Полюса снабжают полюсными наконечниками с целью создания магнитной индукции под полюсами, близкой по форме к трапеции. У машин малой мощности магнитные полюса представляют собой постоянные магниты. У машин средней и большой Рис.25.1 мощности между основными полюсами
размещают дополнительные полюса.
Щеточный механизм состоит из щеток, щеткодержателей и прижимных пружин и обеспечивает электрическую связь между статором и ротором.
|
|
Подшипниковые узлы обеспечивают механическую связь между статором и ротором.
Ротор состоит из вала, коллектора и якоря. Коллектор 7 представляет собой цилиндр, набранный из медных изолированных пластин, соединенных с проводниками обмотки якоря. Коллектор насаживается на вал якоря и изолируется от него. В генераторах он служит для преобразования переменной ЭДС индуктируемой в проводниках обмотки якоря в постоянную ЭДС, Рис.25.2 а в двигателях для преобразования постоянного тока, подводимого к щеткам двигателя из сети, в переменный ток в проводниках обмотки якоря. Количество коллекторных пластин равно количеству секций обмотки якоря.
.Якорь машины 4 представляет собой обмотку из изолированного провода, уложенного в пазы сердечника, набранного из дисков электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Для уменьшения потерь от вихревых токов диски между собой изолируются.
Обмотка якоря состоит из отдельных секций. Каждая секция состоит из двух проводников лежащих с противоположных сторон якоря. С одной стороны проводники соединены между собой, а с другой подсоединяются к коллекторным пластинам. В зависимости от того, каким образом проводники подключаются к коллектору, различают два вида обмоток якоря: петлевую и волновую.
При петлевой обмотке, начало и конец секции обмотки присоединяются к двум соседним пластинам коллектора. К первой пластине подсоединяются начало первой секции и конец последней, ко второй пластине коллектора — конец первой и начало второй, к третьей — конец второй и начало третьей и т.д. (рис.25.2, а). Таким образом, при петлевой обмотке осуществляется поступательно-возвратный обход пазов проводом. Петлевая обмотка называется еще параллельной, так как она разбивается на параллельные ветви, число которых равно числу пар полюсов.
|
|
Волновая обмотка выполняется следующим образом: за концом первой секции следует начало второй, за концом второй — начало третьей и т.д. (рис.25.2, б). В этом случае осуществляется только поступательное движение, т.е. нет обратного хода проводника. К каждой пластине коллектора подключается конец предыдущей секции и начало последующей, пока цепь не будет замкнута. При такой обмотке, независимо от количества пар полюсов, якорная обмотка представляет собой параллельную цепь из двух ветвей. ЭДС обмотки якоря равна ЭДС одной параллельной ветви, которая в свою очередь равна сумме ЭДС всех последовательно соединенных секций включенных в параллельную ветвь.