Нормативный метод учета затрат применяется в отраслях обрабатывающей промышленности. Предполагает деление затрат на нормируемые (прямые затраты) и ненормируемые. При норм-ном учете все затраты и их отклонения полностью докум-ют и относят по подразд-ям, объектам кальк-ния.
Метод позволяет своевременно выявить и устан-вить причины откл-ния факт-ких расходов от действ-щих норм. Откл-ние от норм счит-ся как экономия, так и расход сырья, материалов, з/п.
Различия учета затрат при нормативном методе учета затрат и в системе «Стандарт-кост». По системе SC откл-ние от устан-ных норм относят на виновных лиц, на рез-те деят-ти и не вкл-ют в затраты произ-ва.
При норм-нии учит-ся его предназначение, т.е для кого и для чего предназначены нормы.
При системе SC зат-ты учит-ся 2мя способами: 1по станд-ной ст-сти 2по фактич-кой ст-ти
Общим м/у методами яв-ся то, что суммы пост-ных и переем-ных зат-т не разд-ют. И для опред-ния их влияния на прибыль треб-ся доп-ные расчеты.
Система функционального учета затрат
|
|
ABC метод основан на систематизации расходов и ресурсов по разл. Функциям, при этом все затраты группируют по функциям в разрезе статей калькуляции, а потом суммированные затраты относят на с/ть выпускаемой прод-ии.
При данном м-де расходы и затраты не учитываются по периодам, а они аккумулируют (вкл. в себя) затраты на осущ-ие функций, поэтому алгоритм внедрения ABC м-да: 1)классиф-ся все функции организации;
2) они детализируются;
3)опред-ся классификатор действий и утверждается их реестр;
4)для каждого действия определяют показатель, кот не отражает затраты по нему-драйвер-это носитель затрат (Требования к нему: д.б. количественно определяемым и обычно он устанав-ся в ед. измерения соответ-щей деят-ти);
5)разрабатываются и утвержд-ся требования к первичной документации; 6) группировка данных по каждому процессу и сост-ся единый стоимостной комплекс;
7)делается расчет ставок драйвера по каждому действию;
8)затраты относят по процессам на объекты калькулирования;
9) определяется с/ть объекта калькулирования.
Преимущества: предоставляет инфо по персоналу, участв-щему в данном бизнес-процессе; накладные расходы распред-ся в соотв-ии с их участием в процессе изготовления прод-ии; позволяет опред-ть возможные пути снижения затрат; учитьвать влияние разл-х функций на качество прод-ии; предоставляет достаточный объем информации для принятия управленческого решения в проблемных областях.