Эксп.расходы – расходы ж.дорог, связанные с перевозкой грузов, пассажиров, багажа и почты.
Железнодорожный транспорт представляет собой особую отрасль материального производства, продукция которой не имеет новой вещественной формы. Специфика и сложность перевозочного процесса, необходимость четкого взаимодействия каждого элемента производственного процесса оказывают влияние на состав и структуру эксплуатационных расходов транспорта и придают величине себестоимости перевозок как комплексному показателю особо важное значение.
Текущие затраты на предприятиях железнодорожного транспорта принято называть эксплуатационными расходами.
Цель планирования эксплуатац. Расходов - обеспечение выполнения заданного объема перевозок необходимыми ден.ср-вами.
Планируются эксплуат. расходы: по сети ж.дорог, ж.дорогам, отделениям дорог, линейным производственным структурам.
В состав эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта входят расходы на потребленные средства производства и на оплату труда работников.
|
|
Расходы каждого хоз-ва планируются и учитываются по соответствующим статьям Номенклатуры, а внутри статей – по экономическим элементам затрат.
Эксплуатационные расходы железных дорог состоят из заработной платы, начислений на нее, расходов на материальные ресурсы (входящие в состав оборотных фондов), амортизационных отчислений и прочих расходов. Величина эксплуатационных расходов железных дорог, приходящаяся на единицу продукции, образует себестоимость железнодорожных перевозок.
Планирование и учет эксплуатационных расходов ведутся в соответствии с «Номенклатурой расходов по основной деят-ти ж/дорог РФ» (1998г.) В этом документе выделяются расходы
1) по двум видам деятельности:
1) основной
2) подсобно-вспомогательной.
В эксплуатац. расходы вкл. расходы по основной деятельности, связанные с перевозками.
-грузовые перевозки
-пассажирские: (в пригородном //-в дальнем сообщении)
-инфраструктура;
-локомотивная тяга;
-ремонт;
-строительство;
-НИОКР;
-социальная сфера;
-прочие виды.
2) по элементам затрат: Экономические элементы - однородные виды затрат на производство продукции.
Стр-ра экспл.расходов ж.дорог по элементам затрат:
Затраты на оплату труда (ФОТ) =30% |
Материальные затраты, в т.ч.: |
-материалы=14%; -топливо=5%; |
-электроэнергия=7%; -прочие матер.затраты=8%; |
АО=21%; Соц.отчисления=9%; Прочие затраты=6%; |
30%=затраты на опл.труда; 20%=ам-ция сильно выделяется (много фондов), т.к. ж.д. тр-т трудоемкая отрасль и много усл-пост. расходов.
Затраты на оплату труда (ФОТ) рассчитывается на основе потребного для предприятия контингента работников и среднемесячной заработной платы одного работника.
|
|
Расходы на материалы топливо и электроэнергию рассчитывают следующими методами:
- по объему работы, нормам на единицу соответствующего измерителя и цене единицы соответствующего ресурса. Этим способом определяют расходы топлива и электроэнергии на тягу поездов, материалы и другие расходы. Это основной способ расчета.
- по потребному контингенту отдельных групп работников и нормам на одного работника (расходы по спецодежде, суточные, командировочные и др.).
- по числу линейных предприятий и нормам затрат на каждое из них (общехозяйственные расходы).
- по количеству оборудования, устройств и нормам затрат на каждую единицу (расходы на текущее содержание пути, отопление, освещение зданий и др.);
- по статьям расходов, по которым не представляется возможным воспользоваться изложенными основными расчетно-нормативными способами, для определения суммы расходов на материалы и прочие затраты используют отчетные данные прошлых лет (за минусом непроизводительных затрат), которые корректируют применительно к планируемому периоду.
Амортизационные отчисления. В процессе работы основные фонды претерпевают физический и моральный износ. Физический износ определяется временем работы технических средств, интенсивностью их загрузки, характером нагрузок, конструктивными особенностями и параметрами и другими факторами. Моральный износ зависит от степени конструктивного экономического старения устройств в результате появления новых более совершенных и экономически эффективных основных средств. Для возобновления полностью изношенных технических средств за время их срока службы должны быть накоплены денежные средства. Источником их образования являются годовые амортизационные отчисления, включаемые в эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок. Таким образом, принимается, что износ зависит непосредственно от времени работы, техника равномерно изнашивается, т.е. на каждый год величина отчислений устанавливается одинаковой.
Амортизационные отчисления планируются не по фактическим затратам, а расчетным путем. Годовые амортизационные отчисления зависят от первоначальной (балансовой) стоимости - Апол, срока службы - Т, от величины остаточной (ликвидной) стоимости оборудования – Ап, расходов по реализации - Ер.
Прочие расходы планируют обычно на основе данных предыдущих периодов с учетом влияния внешних факторов, например, инфляционных процессов. Исключение составляет единый социальный налог и отчисления по страхованию от несчастных случаев на производстве. Эти затраты на железнодорожном транспорте принимают в размере 36,3% от фонда заработной платы. В их число входят единый социальный налог – 35,6% (пенсионный фонд - 28%; медицинское страхование - 3,6%; социальное страхование - 4%) и отчисления в ФСС по предотвращению несчастных случаев на производстве – 0,7% для железнодорожных дорог.