локомотивное хоз-во=28% |
хоз-во пути=25% |
прочие хоз-ва=14% |
вагонное хоз-во=12% |
пассажирское хоз-во=9% |
хоз-во сигнализации и связи=4% |
Уд. вес расходов отдельных хозяйств в общей сумме эксплуатац.расходов не одинаков. Наиболее высокий уд.вес (28%) занимают расходы лок-вного хоз-ва, хоз-ва пути (25%) и вагонного хоз-ва (12%). На долю этих трех хоз-в приходится 65% общей суммы эксплуат. расходов ж.д. Уд.вес расходов пасс. хоз-ва= 8,6%, хозяйства перевозок=4,5%, СЦБ и связи=5%, электрификации и электроснабжения=4%, отделения дороги=3,4% и др.
На величину эксплуатационных расходов оказывают влияние:
· объем перевозок,
· техническая оснащенность транспорта,
· внедрение прогрессивных технологий,
· интенсивность использования и обновления технических средств,
· повышение качества и мотивации труда,
· нормирование ресурсов и затрат и др.факторы.
4) Эксплуатационные расходы планируются и учитываются по статьям номенклатуры расходов (ст. 1-533):
Расходы по отдельным видам работ, производственным операциям или по нескольким однородным операциям объединяются в статьи расходов. Каждой статье присвоен определенный номер и установлен измеритель, по кот. определяется величина расходов данной статьи.
|
|
Эксплуат.расходы делятся на две группы:
1) основные (82%)-непосредственно связанные с выполнением производств. процесса
2) общехозяйственные (18%)-по обслуживанию пр-ва.
Основные расходы подразделяются на:
· основные специфические для каждого хоз-ва (ст. 1-438);
· расходы, общие для всех отраслей хоз-ва ж.дорог (ст. 456-476).
Общехозяйственные-две группы затрат:
· расходы без содержания аппарата упр-ния ( ст. 485-520);
· расходы по содержанию аппарата упр-ния (ст. 530-533).
ст.308-измеритель: «Технич.обслуж-е устройств автоблокировки 1 км эксплуатац. длины дороги, оборудов. а/б-кой».
а) затраты на оплату труда работников, занятых на тех.обслуживании устройств а/б-ки.
б) матер. затраты (материалы, запчасти, электр-я, топливо).
Основные расходы, специфические для каждого хозяйства, имеют отдельную нумерацию статей (ст. 1-438). По основным расходам, общим для всех отраслей хозяйства, и общехозяйственным расходам установлена единая нумерация статей. Они учитываются в каждом хозяйстве соответственно по ст. 456-476 и ст. 485-533.
Переход на двухзвенную систему управления, укрупнение ж/дорог, образование дирекций по обслуживанию пассажиров и дальнейшая намечаемая реструктуризация отрасли потребуют выделения расходов по содержанию инфраструктуры ж/дорог.
5) Для планирования расходов важное значение имеет их учет по отдельным видам работ:
а) прямые затраты-издержки, кот. непосредственно учитываются и относятся на конкретный вид работ (услуг).
|
|
б) косвенные (распределяемые) затраты - связаны с выполнением нескольких видов работ и распределяются м/у ними косвенным, расчетным путем пропорционально:
· выполненному объему работы;
· ФОТ;
· по затратам определенных измерителей.
Это распределение всегда имеет приближенный характер. Поэтому при формировании достоверной информации, используемой для расчета, анализа затрат и выявления резервов их снижения, большое значение имеет совершенствование отчетности по учету расходов, включаемых в состав себестоимости отдельных видов работ и услуг, а также расширение перечня прямых расходов.
6) по связи расходов с объемом работы:
1) Переменные расходы-зависящие от объема перевозок расходы, величина которых изменяется прямо пропорционально объему перевозок. = 40%;
2) Усл-пост. Расходы-все остальные расходы, кот. мало зависят от объема перевозок.=60%.
Величина зависящих расходов различается по:
· дорогам,
· видам перевозок,
· видам тяги,
· видам сообщения,
· операциям перевозочного процесса.
Уд. вес зависящих расходов изменяется также по различным временным периодам их расчета и анализа.
Номенклатура расходов 2003 года состоит из 9 разделов: