Конкурентоспособность транспортной продукции (услуги) может быть оценена в определенном приближении. Индекс конкурентоспособности определяется по формуле:
гдеEU - конкурентоспособность предлагаемого варианта;
E*U - показатель конкурентоспособности базового аналога.
Решение выбирается, если Ik ≥ 1. Так как база сравнения постоянно меняется за счет развития научно-технического прогресса, то сравнение принимает динамичный характер.
Конкурентоспособность определяется аналогично показателю абсолютной экономической эффективности (т.е. отношением полезного результата к суммарным затратам). В общем случае данный показатель определяется по формуле:
где U - интегральный показатель, отражающий результативность работы с учетом качества транспортной продукции;
Цп- цена (стоимость) перевозки, определяемая на сопоставимый объем спросом и предложением, а также величиной транспортных затрат за полный жизненный цикл системы (объекта, технического средства, технологии или отдельной поставки);
|
|
Зпотр- затраты потребителя, зависящие от качества транспортного обслуживания.
Конкурентоспособность оценивается как отдельно на железнодорожном транспорте, так и в сравнении с другими видами транспорта по соотношению "количество - качество - цена", т.е. как выполненный объём перевозок (с учетом интегральной оценки качества) к затратам потребителя:
где Ро - потенциальный объём перевозок или совокупный технологический потенциал, т (определяют условиями и целями оценки);
φ - коэффициент интенсивности использования потенциала;
ui - показатели качества профильных услуг, оказываемых клиентуре: доступность, регулярность, сохранность, экологичность, безопасность и т.д.;
где Кi - уровень качества варианта по каждому из i-ых параметров;
Kсущ - существующий уровень качества.
ai - удельный вес каждого из показателей качества (∑ai = 1)