Интегральное качество тр-тного производства и методы его определения

Основным критерием управления качеством и эффективностью транспортного производства является интегральное качество. Его применение обусловлено наличием в системе грузового или пасса­жирского транспорта неодинаковых совокупностей простых нату­ральных показателей качества для разных уровней управления и видов работ. Интегральный показатель качества транспортной продукции непосредственно отражает как улучшение или ухудше­ние ее потребительной стоимости, так и увеличение или уменьше­ние затрат, которые для этого выделяются.

За длительный период времени интегральные показатели ка­чества перевозок должны возрастать. С позиций народнохозяй­ственного подхода к улучшению качества перевозок темп воз­растания их потребительной стоимости должен превосходить темп роста затрат.

В общем виде основной интегральный критерий управления качеством продукции: Ки = Сп /З

Сп= потребительная стоимость продукции.

З= затраты общества на производство и потребление продукции (сто­имость).

На практике не представляется возможным точно определить интегральный показатель качества. Мож­но рассчитать лишь динамику его количественного изменения по отношению к исходному базовому уровню. Формула для расчета динамики интегральных показателей качества и эффективности для разных уровней и целей управления грузовым и пассажирским транспортом име­ет следующий вид:

n

КТРИ = (1 + (å±DЭп) / Згр)*100

КТРИ = интегральный показатель качества, выраженный числом боль­шим (повышение качества), меньшим (снижение качества) или равным едини­це (100); за единицу принимается уровень качества для исходного, базового периода;

±DЭп = суммарный экономический эффект (+) или ущерб (–) от изменения отдельных простых натуральных показателей качества в рассматриваемом периоде, руб.

Згр= суммарные затраты (тарифные привед. или текущие) за последний год рассматриваемого периода, руб.

1,2,3…n = кол-во интегрируемых (принятых к расчету) простых натуральных показателей качества.

1)) Применительно к качеству транспортного обслуживания производства при грузовых перевозках эффект или ущерб от измене­ния отдельных натуральных показателей качества сопоставляется с суммарными тарифными транспортными затратами народного хозяйства.

В число интегрируемых натуральных показателей каче­ства необходимо включать:

1. эффект от перевыполнения или ущерб от недовыполнения пла­новой или заявленной потребности в перевозках грузов, связанный соответственно с увеличением или сокращением объема производства продукции;

2. эффект от ускорения или ущерб от замедления времени дос­тавки грузов ((просрочки их доставки и невыполнения норм про­стоя поданного состава)) за полный цикл их перемещения от скла­дов отправителей до складов получателей;

3. эффект от повышения или ущерб от снижения уровня со­хранности грузов в процессе их перемещения ((от складов отправи­телей до складов получателей)) по всей сумме, независимо от того, на чью ответственность они отнесены;

4. эффект от уменьшения или ущерб от увеличения расходов гру­зоотправителей (грузополучателей) соответственно при росте или снижении статической нагрузки вагонов, а также от их недогруза.

***Уровень качества тр-тного обслуживания пр-ва зависит не только от тр-та, но и от грузовладельцев.

2)) Применительно к качеству транспортной продукции при грузовых перевозках ((с позиции интересов самого тр-та)) в число интегрируемых натуральных показателей качества целесообразно включать:

§ время доставки грузов,

§ уровень сохранно­сти грузов, исчисленные в границах ответственности транспорта за выпол­нение данных показателей,

§ статическую или динамическую нагрузку вагонов (рстат, рдин),

§ полное время оборота вагона,

§ коэффициент порожне­го пробега к груженому (aпоргр)

Эффект или ущерб от изменения названных показателей качества должен соизмеряться с эксплуатационными (для текущих условий) или приведенными (для перспективных условий с развитием пропускной способности) затратами.

3)) Применительно к ж.д. транспорту в число интегрируемых натураль­ных показателей качества эксплуатационной работы в грузовом движении рекомендуется включать:

§ статическую или динамичес­кую нагрузки вагона (рстат, рдин),

§ время нахождения вагона на грузовых и тех­нических станциях (tст),

§ коэффициент порожнего пробега вагона к гру­жженому (aпоргр),

§ массу поезда брутто (Qбрп),

§ участковую скорость движения поезда (Vучп),

§ коэф-т вспомогат. линейного пробега локомотива к пробегу в голове поездов (bвсп).

В результате сопоставления суммарного экономического эффек­та или ущерба от изменения вышеназванных шести показателей качества работы подвижного состава с эксплуатационными расхо­дами будет получен интегральный показатель качества эксплуатац. работы без учета времени доставки грузов и уровня их сохранности.

При включении в расчет эффекта или ущерба от изменения этих двух показателей качества грузовых перевозок интегральное качество (по восьми показателям) будет характеризовать качество эксплуатационной рабо­ты с учетом качества конечной транспортной продукции.

Суммарный экономич.эффект (+) или ущерб (-) от измене­ния 8 показателей:

±DЭп = ± DЭвр ± DЭвt ± DЭвa ± DЭПQ ± DЭПv ± DЭЛb ± Ен DМгр ± DЭгрсх

врвtвa =эффект или ущерб от изменения соответственно на­грузки, простоя вагона, коэффициента порожнего вагона;

ПQПv Лb =эффект или ущерб от изменения соответственно массы брутто поезда, участковой скорости движения, коэффициента вспомогатель­ного линейного пробега локомотива к пробегу в голове поезда;

DМгр DЭгрсх =эффект или ущерб от изменения соответственно времени доставки и уровня сохранности перевозимых грузов.

По стоимостной оценке первых шести показателей вышеприве­денной формулы могут быть применены разные методы расчета: по единичным или укрупненным расходным ставкам, с помощью коэффициентов влияния или непосредственный расчет по статьям расходов с использованием конкретных статистических и норма­тивно-справочных материалов.

При стоимостной оценке динамики седьмого показателя фор­мулы (DМгр) среднее время доставки грузов может быть принято пример­но равным среднему времени оборота груженого вагона, а средне­суточная скорость доставки грузов – соответственно среднесуточ­ному пробегу груженого вагона.

tдост = lгр / Qгрв

При стоимостной оценке дина­мики восьмого показателя формулы могут быть использованы от­четные данные о размерах прямых убытков от несохранных пере­возок, принятых на ответственность ж/дорог.

Расчеты интегральных показателей качества эксплуатационной работы могут выполняться как для сети железных дорог в целом, так и для каждой дороги или входящего в нее отделения по отчет­ным или плановым исходным данным, а также при сопоставлении отчетных данных с плановыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: