Тема 11. Продукция, работы, услуги предприятия: количественные и качественные характеристики

Продукция, услуга, работа, валовая продукция, валовой оборот предприятия, незавершенное производство, товарная продукция, реализуемая продукция, номенклатура, ассортимент, качество продукции, конкурентоспособность продукции, сертификация

Общим критерием многообразной деятельности предприятия выступают экономические результаты этой деятельности в форме доходов, текущих расходов, капитальных вложений.

Экономические результаты деятельности предприятия, прежде всего, определяются количеством и качеством выпускаемой и реализуемой продукции (работ, услуг).

Продукция предприятия – это результат деятельности предприятия, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Услуга (работа) – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и заказчика, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности заказчика.

Количественные характеристики выпускаемой и реализуемой предприятием продукции определяются объемом и структурой этой продукции (работ, услуг).

Для целей экономического управления объемом выпуска продукции, в том числе связанного с разработкой производственной программы, составлением баланса производственной мощности, формированием плана реализации продукции, финансового плана и других целей используется ряд объемных показателей. К их числу относятся:валовая продукция предприятия, валовой оборот предприятия, валовой выпуск, объем продукции в условно-натуральных единицах измерения, товарная продукция, объем реализуемой продукции (реализуемая продукция).

Валовая продукция предприятия характеризует общий объем производства продукции вне зависимости от степени ее готовности.

Данный показатель измеряется в сопоставимых оптовых ценах и применяется в качестве расчетного и статистического (для определения темпов роста производства, производительности труда, фондоотдачи и т.д.).

В валовую продукцию включается:

- стоимость всех выработанных за отчетный период готовых изделий;

- стоимость реализованных на сторону полуфабрикатов;

- стоимость работ по заказам со стороны или со стороны подсобных или непромышленных организаций своего предприятия;

- стоимость прироста (убытка) остатков незавершенного производства при условии большой длительности производственного цикла (как правило, превышающей два месяца);

Валовой оборот предприятия представляет собой сумму стоимости валовой продукции, производимой всеми подразделениями предприятия независимо от того, будет ли она использована внутри предприятия для дальнейшей переработки или будет реализована на сторону.

В валовой оборот включается вся продукция подразделений предприятия независимо от степени ее готовности: готовые изделия, все произведенные на предприятии полуфабрикаты и работы промышленного характера, а также разность остатков незавершенного производства на начало и конец периода.

Незавершенное производство – это незаконченная изготовлением продукция на всех стадиях производственного цикла – от первой технологической операции до приемки готового продукта. Наличие и величина незавершенного производства зависит от характера и длительности технологического процесса и особенностей выпускаемой продукции.

Таким образом, показатель валового оборота отличается от показателя валовой продукции тем, что он включает в себя повторный счет стоимости полуфабрикатов (продукции отдельных подразделений, подлежащих дальнейшей переработке в рамках предприятия) и стоимости незавершенного производства:

, (77)

где ВП – валовая продукция предприятия, руб.,

ВЗО – сумма внутризаводского оборота предприятия, руб. Сумма внутризаводского оборота представляет собой стоимость продукции своего производства, потреблённой на собственные промышленно-производственные нужды.

В состав этой суммы входят:

- стоимость полуфабрикатов и изделий своей выработки, израсходованных на производство товарной продукции (например, стоимость стали своего производства, израсходованной на изготовление проката; стоимость деталей своего изготовления, вошедших в собранное изделие);

- стоимость продуктов вспомогательных цехов (электроэнергии, пара, сжатого воздуха и др.);

- стоимость изделий своего производства, израсходованных на текущий ремонт и содержание зданий, сооружений, транспортных средств (например, изготовленные у себя на предприятии запасные части к технологическому, транспортному и другому оборудованию);

- потребление инструментальной оснастки собственного производства (инструмент, приспособления, штампы, модели, опоки и т.п.);

- производственные услуги основному производству (услуги заводского транспорта, ремонтных служб и т.п.).

Валовой выпуск (объем продукции в натуральном выражении) определяется по суммарному выпуску данной продукции и включает не только объем продукции, отпущенной на сторону, но и продукцию, израсходованную на промышленно-производственные нужды внутри предприятия. Например, в данные об объеме производства чугуна включается в том числе и количество чугуна, потребляемого для выплавки стали на том же предприятии; в данные об объеме производства сахара-песка включается его количество, пошедшее на производство рафинада и т.д.).

Данные об общем объеме продукции в натуральном выражении служат основой для определения объема продукции в стоимостном выражении, а также для разработки баланса производства и потребления, балансов производственных мощностей, расчета различных экономических показателей, характеризующих степень и эффективность использования ресурсов предприятия и результаты деятельности предприятия в целом.

Объем продукции в условно-натуральных единицах измерения. В ряде отраслей для определения объема производства продукции наряду с натуральными и стоимостными показателями используются условно-натуральные. Так, объем производства стеновых материалов может определяться в пересчете на условный кирпич, объем минеральных удобрений - в пересчете на условное содержание питательных веществ, тракторов - в 15-сильных тракторах и т.д.

Товарная продукция – часть произведенной предприятием и предназначенной для реализации потребителям продукции, измеряемая без НДС:

, (78)

где Тг – стоимость готовых изделий, реализуемых на сторону,

Тпф – стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных подразделений для поставки на сторону,

Тк – стоимость продукции и полуфабрикатов, поставляемых своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия,

Ф – стоимость оборудования, инструмента, приспособлений собственного производства, зачисляемых в основные производственные фонды предприятия,

Ту – стоимость услуг и работ по заказам со стороны (в том числе капитальный ремонт и модернизация оборудования и транспортных средств, принадлежащих предприятию).

Объем реализуемой продукции (реализуемая продукция) отражает общий объем продукции, поступившей в оборот в данном периоде времени и оплаченной покупателем:

, (79)

где РПнач – остатки нереализованной продукции на начало данного периода,

РПк – остатки нереализованной продукции на конец данного периода,

Тнач, Тк – остатки товаров отгруженных, но неоплаченных покупателями (в том числе товаров, по которым срок оплаты не наступил) и товаров на ответственном хранении у покупателей соответственно на начало и конец периода.

Официальной статистикой представляются данные об объеме отгруженной продукции, выполненных работ и услуг в разрезе видов экономической деятельности. Например, такие сведения по Уральскому федеральному округу показаны в таблице 41.

Структуру продукции (работ, услуг), выпускаемой предприятием, характеризуют номенклатурой и ассортиментом.

Номенклатура продукции – это перечень видов продукции в натуральном выражении. Например, для кондитерской фабрики номенклатурными позициями могут быть вафли, зефир, печенье, конфеты. Для фармацевтической фабрики номенклатура может включать такие виды продукции, как лекарственные средства, косметические средства, биологически активные добавки.

Таблица 41 - Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности (в фактически действовавших ценах, млн. руб.)

  Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
           
Уральский федеральный округ            
Курганская область            
Свердловская область            
Тюменская область в том числе:            
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра            
Ямало-Ненецкий автономный округ            
Челябинская область            

Составлено по: https://www.gks.ru

Ассортимент продукции – это состав отдельных видов продукции по сортам, маркам, размерам, артикулам, профилям и т. д.

Так, в номенклатурной группе «вафли» могут содержаться такие ассортиментные подгруппы как «вафли цитрусовые», «вафли шоколадные», «вафли кофейные» и т. д. В группе «конфеты» – карамель (в том числе такие марки, как «Барбарис», «Вишня», «Дубок» и пр.), шоколадные конфеты (в том числе «Красная шапочка», «Чародейка», «Цитрон» и др.). В ассортимент номенклатурной группы «лекарственные средства» включаются бальзамы, капли, капсулы, мази, линименты, масла, настойки, пасты, порошки, растворы и пр.

Номенклатура и ассортимент продукции крупных промышленных предприятий чрезвычайно обширна (таблицы 42, 43).

В процессе экономического управления производством и реализацией продукции (работ, услуг) необходимо формирование не только количественных, но и качественных характеристик этой продукции, в наибольшей степени соответствующих условиям потребления.

Таблица 42 - Номенклатура и ассортимент продукции ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

Номенклатурные позиции Ассортиментные группы и подгруппы
Заготовка - заготовка квадратная для переката (различные размеры изделий и марки стали) - заготовка прямоугольная для переката (различные размеры изделий и марки стали)
Сортовой прокат - катанка (для перетяжки на проволоку, для производства сварочной проволоки и электродов, производства телеграфной проволоки и др.) - арматура (для армирования железобетонных изделий гладкая, периодический профиль), - квадрат (общего и специального назначения, для сварных, клепаных и болтовых конструкций, для изготовления железнодорожного крепежа - прутковых пружинных клемм, шайб и противоугонов), - шестигранник (общего и специального назначения, для обработки на станках и автоматах), - круг (для изготовления пружин, рессор и других деталей машин и механизмов, применяемых в закаленном и отпущенном состоянии, для сварных и болтовых конструкций, для заклепок и др.), - полоса (для изготовления пружин, рессор и других деталей машин и механизмов, применяемых в закаленном и отпущенном состоянии, для изготовления мостовых конструкций, для судостроения и др.)
Фасонный прокат - швеллер, - уголок, - балка горячекатаная
Спецпрофиль горячекатаный - швеллер горячекатаный для вагоностроения, - профиль зетовый для вагоностроения, - уголок горячекатаный для вагоностроения, - швеллер горячекатаный специальный для тракторов, - профиль для крепи горных выработок, - профили для ножей землеройных машин, - профиль желобчатый для ножей землеройных машин
Плоский прокат - горячекатаные рулоны, - горячекатаный лист, - холоднокатаные рулоны, - холоднокатаный лист, - черная жесть, - холоднокатаная лента
Прокат с покрытием - прокат с полимерным покрытием, - горячеоцинкованный прокат
Трубы - трубы стальные водогазопроводные, - трубы стальные квадратные, - трубы стальные прямоугольные, - трубы стальные электросварные, - трубы стальные электросварные оцинкованные
Прочая продукция - продукция коксохимического производства (кокс металлургический, коксовый орешек, коксовая мелочь, сырой бензол, пек электродный, нафталин, сульфат аммония, антраценовое масло и др),
  - продукция горно-обогатительного производства (щебень фракционный, шлак дробленый для дорожного строительства, щебень и песок шлаковые для дорожного строительства (доменный и сталеплавильный), скальная порода, строительный камень), - продукция дробильно-обжигового цеха (известняк дробленый, доломит дробленый, известь), - продукция кислородно-компрессорного производства (кислород в баллонах технический, кислород жидкий, азот в баллонах, азот жидкий), - прочая продукция металлургических цехов (шлак гранулированный, лопата штыковая, лопата совковая и др.)
Продукция ММК – МЕТИЗ - гвозди (гвозди строительные, гвозди тарные круглые, гвозди по американским стандартам – FF-N-105, гвозди по стандарту Израиля – S.I. 242, гвозди проволочные с повышенной удерживающей способностью, гвозди с калиброванной головкой и др.) - железнодорожный крепеж (болты закладные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, шурупы путевые, гайки для болтов рельсовых стыков железнодорожного пути, противоугон пружинный для бесстыкового пути на мостах, шайбы пружинные путевые и др.), - канаты, - лента, - машиностроительный крепеж, - порошковая проволока, - проволока, - прокат калиброванный, - сетка, - электроды

Таблица 43 - Номенклатура и ассортимент продукции ЗАО «Миассмебель»

Номенклатурные позиции Ассортиментные группы
Мебель для столовой (модельный ряд «Джоконда», «Анна») - стол круглый, стол овальный обеденный раздвижной, - витрина, - шкаф для посуды, - комод, - кофейный столик, - зеркало в раме и др.
Мебель для гостиной - витрины, - тумба под теле- и видеоаппаратуру, - журнальный столик и др.
Мебель для кабинета (модельный ряд «Джоконда») - стол письменный, - тумба ТВ, - шкаф для книг
«Респектабельный дом» - банкетка, - консоль, - кресло
Мебель для спальни (модельный ряд «Бристоль», «Джоконда», «Екатерина», «Луиджи») - кровать, - шкафы плательные, - комоды для белья,
  - прикроватная тумба, - туалетный столик, - напольное зеркало, - шкаф-купе и др.
Мебель для прихожей - шкафы (однодверный, трехдверный), - калошница, - зеркало навесное, - вешалка, - тумба для обуви, и др.
Мебель для кухни - модули для сборки в рамках индивидуальной комплектации гарнитура

Экономическое содержание качества продукции обусловлено ее полезностью. Установление качества основано на использовании общественных мер количественной оценки полезности с учетом общественных потребностей.

Экономическое содержание понятия «качество продукции» образуется путем соединения философского понятия качества как характеристики отличия одного предмета от всех остальных и экономического как овеществленного результата деятельности людей.

Международной организацией по стандартизации ИСО (International Organization for Standardization) понятие качества определяется следующим образом:

Качество – это совокупность свойств изделия или услуги, которые определяют их способность удовлетворять установленные или подразумеваемые требования.

На каждой ступени развития общества требования к качеству являются результатом взаимодействия объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы проявляются в уровне развития производительных сил, прежде всего науки и техники.

Субъективные факторыопределяются силой и характером воздействия потребителей на производство, которое проявляется, главным образом, в спросе на конкретные виды продукции.

Применительно к конкретному виду продукции качество выражает собой результат роста и оптимального сбалансирования ее полезных свойств на стадии разработки, производства и эксплуатации в пределах допустимых затрат.

Рост качества имеет два основных ограничителя:

- уровень научно-технических достижений;

- производственный потенциал предприятия - изготовителя, который обусловливает величину затрат, необходимых для создания и использования продукции в соответствии с ее функциональным назначением.

Таким образом, качество определяет способность продукции выполнять заданную функцию при наименьших затратах.

Качество продукции можно рассматривать как количественную определенность присущих ей полезных свойств. На этой основе формируются методы оценки качества, позволяющие выявить степень соответствия продукции потребностям потребителей путем ее сопоставления с конкретными нормативами.

В практике используется оценка степени соответствия продукции требованиям конкретных потребителей, то есть тем условиям, которые закрепляются в договорах заказчиков с изготовителями. При этом качество продукции определяется системой показателей.

Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, выражающих ее качественную определенность как продукта производства и средства удовлетворения потребностей.

Классификация показателей качества приведена в таблице 44.

Таблица 44 - Показатели качества продукции

Группы показателей Перечень показателей, входящих в группу (подгрупп показателей)
1. Назначения -производительность, -чувствительность, -калорийность, -теплопроводность, -мощность и др.
2. Надежности -безотказность, -долговечность, -ремонтопригодность, -сохраняемость
3. Эргономические -гигиенические, -физиологические, -психологические, -антропометрические
4. Эстетические -оригинальность, -колорит, -четкость, -декоративность, -тщательность покрытия поверхностей и др.
5. Экономного использования ресурсов -удельный расход сырья, -удельный расход энергии, - суммарная трудоемкость продукции при ее эксплуатации, -коэффициент полезного действия и др.
6. Транспортабельность -средняя продолжительность подготовки изделия к транспортированию, -средняя трудоемкость подготовки изделия к транспортированию, - средняя продолжительность погрузки изделия на средство транспорта определенного вида
7. Стандартизации и унификации -коэффициент применяемости, -коэффициент повторяемости, -коэффициент унификации
8. Патентно – правовые -патентной защиты, -патентной чистоты
9. Экологические -содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду -уровень вредных воздействий на окружающую среду, -вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации, потреблении продукции
10. Безопасности -время срабатывания защитных устройств, -сопротивление изоляции токоведущих устройств, с которыми возможно соприкосновение человека, -наличие блокирующих устройств, -наличие аварийной сигнализации
11. Социально-экономической эффективности использования продукции -соотношение суммарного полезного экономического эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание, эксплуатацию или потребление, - соотношение суммарного полезного социального эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание, эксплуатацию или потребление

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. К показателям назначения относятся так называемые классификационные показатели (грузоподъемность автомобиля, мощность электродвигателя, производительность станка, емкость ковша экскаватора и др.), показатели функциональной и технической эффективности (производительность станка, точность измерительного прибора), конструктивные показатели (габаритные размеры, присоединительные размеры, наличие дополнительных устройств и пр.), показатели состава и структуры.

Показатели надежности отражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Безотказность – это способность объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение определенного времени, то есть способность изделия выполнять заданные функции при сохранении значений заданных нормативно-технической документацией параметров. При этом изделие может быть неисправным, но работоспособным (часы, у которых треснуло стекло, но ход сохранился исправным: часы повреждены, но работоспособны). Исправное состояние – это состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической документации. Неисправность может со временем привести к потере работоспособности. При оценке безотказности учитывается только прекращение работоспособного состояния (отказы). Поэтому показателями безотказной работы (безотказности) являются:

- наработка на отказ (время от начала эксплуатации до первого отказа),

- интенсивность отказов (вероятность отказов в какой-то определенный период времени),

- вероятность безотказной работы (отношение числа объектов, безотказно наработавших до определенного момента, к общему числу объектов, подвергавшихся наблюдению) и другие аналогичные показатели.

Долговечность – способность сохранять работоспособность до определенного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. К показателям долговечности относятся:

- средний ресурс до капитального ремонта (рабочий период до первого капитального ремонта),

- срок службы (общее время эксплуатации независимо от того, сколько времени в этом периоде составляли нерабочие промежутки).

Ремонтопригодность – приспособленность к предупреждению, обнаружению причин повреждений и их устранению путем проведения ремонтов и технического обслуживания. Для характеристики ремонтопригодности используются показатели:

- продолжительность и трудоемкость ремонта,

- коэффициент восстановления (отношение показателя качества к заданному или исходному состоянию) и др.

Сохраняемость – способность сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после хранения и (или) транспортировки. Сохраняемость характеризуется показателями:

- срок сохраняемости (календарная продолжительность хранения или транспортировки в заданных условиях, в течение и после которой значения заданных показателей сохраняются в установленных пределах),

- процент сохраняемости свойств продукции и др.

Эргономические показатели – характеристики продукции, выражающие соответствие ее свойств условиям жизнедеятельности и работоспособности человека, в том числе:

- гигиенические показатели, характеризующие освещенность, температуру, влажность, запыленность, токсичность, шум, вибрацию, скорость движения воздуха и пр.;

- антропометрические показатели, характеризующие соответствие конструкции изделия размерам тела человека, форме тела и его отдельным частям, входящим в контакт с изделием (например, если пульт управления агрегатом расположен так, что работник должен постоянно к нему нагибаться или тянуться, то это расценивается как неудовлетворительный антропометрический показатель);

- физиологические показатели определяют уровень соответствия конструкции изделия силовым и скоростным возможностям человека, зрительным возможностям (по размеру, форме, яркости, контрасту), слуховым и осязательным возможностям;

- психологические показатели предназначены для выявления соответствия изделия возможностям восприятия и переработки информации, а также навыкам человека. Например, можно оснастить пульт управления большим количеством приборов, фиксирующих изменение всех требуемых параметров, но человек не в состоянии будет перерабатывать эту информацию, и принимать необходимые решения. Или, если он участвует в высокоскоростном процессе, не будет успевать вовремя осуществлять управленческое воздействие.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, стабильность сохранения товарного вида продукции.

Информационная выразительность характеризует способность изделия отражать в форме сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы (например, соответствие моде одежды и обуви).

Рациональность формы характеризует соответствие формы объективным условиям изготовления и эксплуатации изделия.

Целостность композиции определяется гармоничным единством частей и целого, органической взаимосвязью элементов формы изделия и его согласованностью с ансамблем других изделий.

Стабильность сохранения товарного вида продукции характеризуется чистотой выполнения контуров, округлений, сочленений, тщательностью отделки и нанесения покрытий. Эстетические показатели выражаются в баллах на основании экспертных оценок.

Показатели экономного использования ресурсов характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемых им ресурсов при эксплуатации.

Показатели транспортабельности свидетельствуют о приспособленности продукции к перемещению в пространстве, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными (выпускаемыми в соответствии с государственными, отраслевыми и др. стандартами) и унифицированными частями в отношении к оригинальным (создаваемым только для одного изделия).

Суть стандартизации в соответствии с международным определением ИСО/МЭК 2:2004 определяется как деятельность, направленная на упорядочение в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Унификация – это приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию (приведение различных видов продукции и средств ее производства к наименьшему числу типоразмеров, марок, свойств и т. п.).

Уровень качества, определяемый с помощью таких показателей, повышается при максимальном использовании унифицированных, стандартизированных деталей, минимальном количестве деталей оригинальной конструкции в связи с тем, что при этом обеспечиваются наибольшие удобства для потребителей, возможность приобретения запасных частей и узлов, удешевление изделия.

Конкретными показателями стандартизации и унификации являются:

- коэффициент применяемости, который определяется долей наименований стандартных и унифицированных составных частей или деталей во всем количестве наименований составных частей или деталей,

- коэффициент повторяемости – это отношение общего количества элементов (деталей) к общему количеству наименований элементов (деталей) изделия,

- коэффициент унификации для группы изделий – количество деталей в данном изделии, однотипных деталям других изделий группы, или удельный вес количества стандартных и унифицированных элементов изделия в общем количестве элементов изделия.

Патентно-правовые показатели – показатели, характеризующие патентную защиту и патентную чистоту продукции.

Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном объекте, то есть характеризует степень защиты объекта, принадлежащими отечественным ученым и организациям (предприятиям) авторскими свидетельствами России и зарубежными патентами на российские изобретения. Показатель рассчитывается на основе сопоставления суммы количества взвешенных по значимости составных частей изделия, защищенных авторскими свидетельствами, и общего количества составных частей изделия:

(80)

где ki – коэффициент весомости i – ой составной части изделия, защищенной авторскими свидетельствами,

n – число составных частей изделия, защищенных авторскими свидетельствами,

Ni – количество i – х составных частей изделия,

N – общее количество составных частей изделия.

Показатель патентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации изделия на рынках сбыта:

(81)

где ki – коэффициент значимости i – х составных частей изделия,

n – число групп значимости,

Ni – количество i – х составных частей изделия, подпадающих под действие патентов в данной стране (по n – ой группе значимости) и незащищенных приобретением этих патентов.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции.

Учет экологических показателей должен обеспечить:

- ограничение поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимые концентрации;

- сохранение и рациональное использование биологических ресурсов;

- возможность воспроизводства диких животных и поддержание в благоприятном состоянии условий их обитания и др.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке защиту человека от механических, электрических, тепловых воздействий, ядовитых и взрывчатых паров, акустических шумов, радиоактивных воздействий и т. п.

Показатели социально-экономической эффективности использования продукции определяют целесообразность применения продукции нового качества. Эти показатели рассчитываются по формулам, аналогичным формулам определения экономического и социального эффекта и экономической и социальной эффективности применения продукции.

Показатели качества могут носить абсолютный характер (экономический и социальный эффект, мощность и т.д.) и относительный характер (при определении показателей материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, экономической и социальной эффективности и пр.)

При исчислении указанных показателей применяются различные измерители:

- натуральные (в физических единицах, в том числе калориях, ваттах, годах и т. д.) при расчете например показателей калорийности, мощности, срока службы и пр.;

- стоимостные (руб.) при расчете например экономического эффекта, включенного в состав показателей социально-экономической эффективности использования продукции;

- безразмерные (баллы), используемые в экспертных оценках таких показателей, к которым нельзя применить натуральные и стоимостные измерители, в том числе при определении уровня эстетических показателей.

Научная область, объединяющая методы количественной оценки качества продукции называется квалиметрией.

В основе квалиметрического измерения лежит сопоставление показателей качества данной продукции со значениями соответствующих базовых показателей. Таким образом, определение уровня качества продукции предполагает наличие базы сравнения, базового образца продукции.

Базовый образец - лучший из аналогов образец продукции, принимаемый для сопоставления при оценке качества, технического уровня продукции, эффективности новых НИОКР.

Существует две основные группы методов оценки качества:

- методы дифференциальной оценки, которые основаны на раздельном сопоставлении отдельных показателей оцениваемого изделия с соответствующими базовыми показателями;

- методы комплексной оценки - основаны на расчете обобщающих показателей, позволяющих учитывать взаимосвязь различных свойств продукции.

В число обобщающих показателей входят:

- главные показатели, характеризующие основное назначение продукции (для двигателей - моторесурс, для станков – производительность и пр.);

- интегральные показатели, которые применяются, когда известны суммарный полезный эффект от использования изделий и общие затраты на их содержание и эксплуатацию:

(82)

где Эi – i – й вид эффекта от использования изделия,

Зj – j – й вид затрат на содержание и эксплуатацию изделия;

- средневзвешенные показатели используются при невозможности использования интегральных и главных показателей. При этом применяются методы экспертной оценки. Принцип расчета комплексных средневзвешенных показателей качества продукции (работ, услуг) заключается в следующем:

(83)

где mi – коэффициент весомости i – го показателя,

Pi - оценочная величина i – го показателя в баллах.

Сравнивая полученный средневзвешенный показатель качества изделия и обобщающий средневзвешенный показатель базового образца, получают оценочную величину уровня качества оцениваемого изделия.

Качество наряду с ценой, уровнем сервиса, точностью сроков поставок продукции определяет конкурентоспособность товара на рынке.

Конкурентоспособность продукции - способность продукции удовлетворять спрос и приносить определенную нормативную прибыль. Конкурентоспособность продукции определяется полнотой удовлетворения совокупности требований к продукции потребителей и технико-экономических возможностей изготовителей.

В условиях развитого рынка покупатель не хочет рисковать. Его интересует не только качество данного продукта, находящегося в данный момент времени на рынке, но в более значительной степени покупателю важны гарантии стабильности заказанного им качества. Такие гарантии может дать система качества, действующая у поставщика. Это система сертификации. Она предназначена для подтверждения с помощью специальных испытаний соответствия изделий требованиям стандартов и возможности производителя стабильно обеспечивать заявленное им качество в реальных условиях своего производства.

Производитель должен доказать, что свойства выпускаемого товара не ухудшатся в течение срока действия сертификата (документа, удостоверяющего качество товара, выдаваемого компетентными органами на основе экспертизы товара).

Проверить стабильность качества изготовления можно несколькими способами:

- с помощью испытаний (каждые 1-3 месяца) готовой продукции в независимой аккредитованной испытательной лаборатории;

- проверкой и оценкой самого производства, его технического состояния и организации, наличия на предприятии условий и возможности обеспечивать в течение необходимого срока обещанное потребителям качество.

Процедура сертификации связана с использованием специальных систем оценок качества, базирующихся на моделях, содержащихся в стандартах Международной организации по стандартизации (ИСО). Модели различаются степенью сложности. Наиболее простая модель используется в тех случаях, когда достаточно удостоверить надежность системы контроля и испытаний конечной продукции. Более сложная модель применяется, если есть необходимость убедиться в надежности организации системы производства (включая контроль и испытания). Наиболее сложная модель применяется в том случае, когда потребитель хочет удостовериться, что надежна вся система качества предприятия - начиная от проектирования изделия и кончая монтажом и всеми процессами эксплуатации.

Современная отечественная система обеспечения качества продукции (работ, услуг) базируется на ряде нормативно-правовых актов, основными из которых являются: Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184 «О техническом регулировании».

Практика оценки соответствия продукции, работ, услуг положениям стандартов и техническим регламентам, в том числе практика сертификации регламентируется Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184 «О техническом регулировании», обеспечивающем гармонизацию российской системы управления качеством с международными системами.

Вопросы для самопроверки по теме 11:

1. Какими параметрами оцениваются экономические результаты деятельности предприятия?

2. Каково содержание понятий «продукция», «услуга», «работа»?

3. В чем состоит экономическая сущность, назначение расчетов и отличительные характеристики показателей «валовая продукция предприятия», «валовой оборот предприятия», «валовой выпуск», «товарная продукция», «реализуемая продукция»?

4. Воспользуйтесь данными, приведенными в таблице 41, и составьте сравнительную характеристику объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг предприятиями Уральского федерального округа.

5. Что представляют собой такие характеристики структуры продукции (работ, услуг) предприятия, как номенклатура и ассортимент?

6. Чем обусловлено экономическое содержание качества продукции?

7. Какова основа установления качества продукции?

8. Раскройте экономическое содержание понятия «качество продукции».

9. Результатом взаимодействия каких факторов определяются требования к качеству? Раскройте механизм влияния этих факторов на качество продукции.

10. Составьте развернутую характеристику показателей качества на основе приведенной в таблице 44 классификации.

11. Каков основной принцип формирования методов оценки качества?

12. Какова область исследований квалиметрии?

13. Какой образец продукции принимается за базовый при оценке уровня качества?

14. В чем состоит суть методов дифференциальной и комплексной оценки качества? Каковы сферы применения таких методов?

15. Каков порядок расчета главных, интегральных и средневзвешенных показателей качества?

16. Определите содержание понятия «конкурентоспособность» продукции и взаимосвязь конкурентоспособности и качества продукции.

17. Что представляет собой система сертификации?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: