Содержание газов, % | СПБТЗ | СПБТЛ |
Пропан | ||
Бутан | ||
Метан, этан, этилен |
Ёмкость баллонов равна 50 л, а заполняют их на 45 л, запас 10 %. При изменении t от 0 до 50 °C объем пропана увеличивается с 2 до 2,3 л. Автомобильный баллон для сжиженного газа имеет две трубки: одна для газовой фазы, другая – для жидкой. Газовая – для пуска, жидкая – рабочая. Пропан-бутановая жидкая смесь имеет теплотворную способность ниже, чем бензин, поэтому при переводе двигателя на газ его мощность снижается примерно на 20 %.
На рис. 8.1, а, б показаны принципиальные схемы систем питания газобалонного оборудования при работе двигателя на сжатом и сжиженном газе.
Сжатый газ с давления 20 МПа (рис.8.1а) при помощи двухступенчатого редуктора 11 снижается до атмосферного и поступает в карбюратор-смеситель 17, где смешивается с воздухом, поступает в цилиндр и воспламеняется от электрической искры. Для получения искры используется батарейная система зажигания.
При работе на сжиженных газах запуск двигателя осуществляется на бензине, а после прогрева двигатель переводится на работу на газовое топливо.
В баллон 5 сжиженный газ (рис.8.1б) заправляется через вентиль 4. Наполнение баллона автоматически прекращается при всплытии поплавка 3, который связан с предохранительным клапаном 2.
Через магистральный вентиль 19 газ поступает через электромагнитные клапаны и далее в редуктор 12. В карбюраторе-смесителе происходит снижение давления газа до атмосферного. Для испарения жидкой фазы газ подогревается жидкостью из системы охлаждения. Через дозатор 13 газ поступает в смеситель 15, откуда смесь газа с воздухом поступает в цилиндры.
Преимущества работы двигателя на газе:
1. Срок службы моторного масла увеличивается в 2 … 3 раза.
2. Токсичность отработанных газов снижается в 3 … 4 раза.
3. Уменьшается образование нагара в цилиндропоршневой группе.
Недостатки:
1. Мощность двигателя снижается до 20 %.
2. Работа автомобиля на газе требует герметичной системы. Для определения утечки газа в него добавляется этилмеркаптан С2Н5SH с неприятным запахом.
3. Плохие пусковые качества.
4. Повышенная пожароопасность.
Снижение мощности двигателя при переходе питания с бензина на газ объясняется следующим образом. Пропан-бутановая смесь имеет теплотворную способность ниже (25,45 МДж/л), чем у бензина (31,57 МДж/л). Если сжечь по 1 л газа и бензина, то первый выделит теплоты на 20 % меньше.