Класс консистенции | Диапазон пенетрации, мм·0,1 | Густота |
445-475 | Очень мягкая | |
400-430 | Очень мягкая | |
335-385 | Мягкая | |
310-340 | Мягкая | |
265-295 | Вазелинообразная | |
220-250 | Почти твердая | |
175-205 | Твердая | |
130-160 | Твердая | |
85-115 | Очень твердая | |
До 70 | Сверхтвердая |
Класс консистенции определяют при помощи прибора, который назва- ется пенетрометр (рис. 7.1) .
Работа по определению класса консистенции выполняется в следующей последовательности.
Чаша с пластичной смазкой нагревается до 25 °С. Конус прибора подводят к поверхности смазки и опускают в течение 5 с. Индикатором 4 определяют число пенетрации. Например, число пенетрации 270, класс консистенции (густоты) – 2 (см. табл. 7.1).
Основной характеристикой ПС является температура каплепадения. В современном автомобиле с дисковыми тормозами температура передней ступицы может достигать 150 °С. Поэтому солидолы с низкой температурой плавления не применяют, а используют литолы.
Температуру каплепадения определяют на приборе (рис. 7.2). Капсюль 3 наполняется пластичной смазкой, соединяется с термометром 1 и устанавливается в пробирку 2. При падении первой капли отмечают температуру каплепадения.
|
|
Температура каплепадения должна превышать на 15…20 ºС температуру трущихся деталей.
Пластичные смазки должны быть водостойкими. Если в мензурку с водой поместить кусочек пластичной смазки и кипятить в течение часа или поместить на 24 часа в воду при 20 0С, то:
1. Пластичная смазка водостойкая, если смазка сохранила внешний вид и форму.
Основные виды пластичных смазок (ПС):
1. Кальциевые ПС:
1.1. Солидол С влагостойкий, синтетический, t кипения = 55… 85 °C.
1.2. Графитная смазка УСС - А с добавлением 10 % графита для смазки рессор, болтов крепления. Цвет серебристо-черный.
2.Литиевые ПС водостойкие, термостойкие до 150 °C.
2.1. Литол 24 – для смазки узлов всех типов.
2.2. ШРУС – шарнирные равных угловых скоростей с противозадирной присадкой.
2.3. Смазка №158 – синего цвета с добавлением фтолационина меди С32Н16N6Сu. Применяется в игольчатых подшипниках, в шариковых подшипниках генераторов. Эту смазку иногда называют «вечной» (до 300 км пробега автомобиля).
3. Бариевые ПС.
ШРБ-4 – шарнирная, загущенная бариевым мылом.
4. Углеродистая ПС.
ВТВ (вазелин технический волокнистый).
Характеристики основных ПС, применяемых на автомобилях, приведены в табл. 7.2.
Таблица 7.2