Система профессионально-технического образования в Республике Беларусь. Образовательные программы ПТО их краткая характеристика

Тема 1 Роль общетехнических и специальных дисциплин в формировании профессиональной компетентности у обучающихся на уровне профессионально-технического и среднего специального образования.

Система профессионально-технического образования в Республике Беларусь. Образовательные программы ПТО их краткая характеристика

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании [9], ПТО — уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего (служащего).

Система ПТО включает в себя: участников образовательного процесса, образовательные программы ПТО, учреждения ПТО, иные учреждения образования, реализующие образовательные программы ПТО, государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы ПТО; учебно-методические объединения в сфере ПТО; организации, обеспечивающие прохождение производственного обучения учащимися; организации-заказчики кадров; республиканские и иные органы государственного управления, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере ПТО. Участниками образовательного процесса являются учащиеся, законные представители учащихся, если они являются несовершеннолетними, и педагогические работники.

Образовательные программы ПТО (их 4) подразделяются на (см. таблицу 1.1):

- образовательную программу ПТО, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего);

- образовательную программу ПТО, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне;

- образовательную программу ПТО, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования;

- образовательную программу ПТО, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне.

Таблица 1.1 –Характеристика образовательных программ ПТО

Отличительные характеристики образовательных программ Условные номера образовательных программ
       
Обеспечивает получение квалификации рабочего (служащего) Х Х Х Х
Обеспечивает изучение отдельных предметов на повышенном уровне Х Х
Обеспечивает получение общего среднего образования Х Х

Образовательные программы ПТО реализуются в очной и заочной формах получения образования в учреждениях ПТО, специальных профессионально-технических училищах закрытого типа, специальных лечебно-воспитательных профессионально-технических училищах закрытого типа, а также могут реализовываться в учреждениях среднего специального, высшего образования.

Для обеспечения реализации образовательных программ ПТО (см. рис. прил. 4) по каждой специальности уровня ПТО разрабатываются образовательные стандарты, устанавливающие требования к содержанию профессиональной деятельности рабочего (служащего), его компетентности, содержанию учебно-программной документации (УПД), уровню основного образования лиц, поступающих для получения ПТО, формам и срокам его получения, организации образовательного процесса, объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников, итоговой аттестации. Научно-методическое обеспечение ПТО включает в себя: УПД; учебные программы по учебным предметам; программно-планирующую документацию воспитания; учебно-методическую документацию; учебные издания; информационно-аналитические материалы.

Срок получения ПТО в очной форме получения образования составляет 1-3 года в зависимости от образовательной программы, в заочной — 0,5-1,5 года. Образовательный процесс может быть организован в учреждениях образования и на дому.

Учреждения ПТО могут быть следующих видов: профессионально-техническое училище; профессиональный лицей; профессионально-технический колледж. В настоящее время в системе ПТО функционирует 217 учреждений ПТО Министерства образования Республики Беларусь, среди которых 37 профессионально-технических училищ, 111 профессиональных лицеев, 69 профессионально-технических колледжей.

Профессионально-техническое образование осуществляется в соответствии с учебно-программной документацией образовательных программ профессионально-технического образования, разрабатываемой на основе образовательных стандартов профессионально-технического образования по специальности.

Образовательный процесс при реализации образовательных программ ПТО организуется по учебным годам и осуществляется в учебных группах (25-30 человек в дневной, 15-20 — в вечерней и заочной форме) или индивидуально. Учебный год делится на 2 полугодия. Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие: урок, лекция, семинарское, лабораторное, практическое и иное занятие. Образовательный процесс включает в себя производственное обучение.

В учреждение образования для получения ПТО в очной форме получения образования принимаются лица, имеющие общее базовое, общее среднее или специальное образование. Прием осуществляется на основании их заявлений. Если количество поданных заявлений на конкретную специальность превышает установленные по ней контрольные цифры приема, зачисление осуществляется по конкурсу на основании среднего балла свидетельства об общем базовом образовании, аттестата об общем среднем образовании, или свидетельства о специальном образовании.

При освоении образовательных программ ПТО проводится текущая и итоговая аттестация учащихся. Формами текущей аттестации являются: опрос учащегося; контрольная работа; проверочная работа по производственному обучению; зачет; экзамен по учебному предмету; квалификационный экзамен. Результаты текущей аттестации по учебным предметам профессионального компонента оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале либо отметками «зачтено», «не зачтено». Положительными являются отметки не ниже 3 (трех) баллов и «зачтено».

Итоговая аттестация осуществляется государственной квалификационной комиссией и проводится в форме выпускного квалификационного экзамена. Итоговая аттестация по учебным предметам общеобразовательного компонента проводится в форме выпускных экзаменов. Результаты итоговой аттестации учащихся по учебным предметам профессионального компонента, т.е. результаты выпускного квалификационного экзамена, оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале. Положительными являются отметки не ниже 3 (трех) баллов.

По данным приведенным в Государственной программе развития ПТО на 2011-2015 годы [11], в отраслях экономики и социальной сферы Республики Беларусь численность рабочих (служащих) составляет более 2,5 млн. человек (63,7 % от общего количества работников). При этом количество рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием составляет свыше 0,8 млн. человек (30,3 % от их общего количества).

Обучение в рамках образовательных программ организуется на основе специальностей согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» [16].

Обучение по профилю направлений специальности в Республике Беларусь на уровне ПТО осуществляется по ряду специальностей, указанных в прил. 5. Его ведут учреждения профессионально-технического образования и учреждения, обеспечивающие образовательные программы ПТО. Сводная таблица с данными по ним приведена в прил. 6.

Взаимосвязанные вопросы: МП – 2, 3, 5, 6, 8, 10, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 33, 34, 35; П –7, 8.

Номера источников из списка рекомендованной литературы: Н – 9, 11, 15, 16, 18, 20, 23, Д – 32, 41, Э – 75, 76.

Актуальные ссылки на дополнительную информацию:

· Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 2/1795.

· О некоторых вопросах профессионально-технического образования: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2011 № 953 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 5/34169.

· Государственная программа развития профессионально-технического образования на 2011-2015 годы: [утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2010 № 1900 в ред. постановления Совмина от 04.08.2011 № 1049] // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 5/33090.

· ОКРБ 011-2009. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации»: [утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 (с изм. и доп.)].

· К началу 2012/2013 учебного года: Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 15.06.2012 № И-07-15/31.

· Инструкция о порядке организации получения ПТО, дополнительного образования взрослых и специального образования на дому: [утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 135] // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 8/24170.

· Инструкция о порядке перевода, отчисления и восстановления учащихся, получающих ПТО: [утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2011 № 216] // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 8/24193.

· Инструкция по проведению республиканских конкурсов профессионального мастерства, технического и декоративно-прикладного творчества, смотров, слетов, выставок среди учащихся и работников учреждений ПТО, ССО: [утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2011 № 215] // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 8/24292.

· Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ ПТО: [утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2011 № 21] // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 8/24193.

· О разработке образовательных стандартов и учебно-программной документации образовательных программ профессионально-технического образования: Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 497.

· О типовых штатах и нормативах численности работников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 09.06.2008 № 49 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 8/18984.

· Официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь — https://www.minedu.gov.by

· Образовательный портал «Профессиональное образование» — https://www.ripo.unibel.by

· Управление профессионально-технического образования Учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» — https://ripo.unibel.by/pto

· Образовательный портал «Профессиональное образование»: Система профессионально-технического образования Республики Беларусь: Презентация. – Режим доступа: https://ripo.unibel.by/pto/index.shtml#system. – Дата доступа: 13.01.2013.

· Образовательный портал «Профессиональное образование»: Система профессионально-технического образования Республики Беларусь: Профессионально-техническое и среднее специальное образование Республики Беларусь: Буклет. – Режим доступа: https://ripo.unibel.by/pto/index.shtml#system. – Дата доступа: 13.01.2013.

· Производственно-практический, научно-методический журнал «Профессиональное образование» — https://www.aiv.by/content/professionalnoe-obrazovanie

· Журнал «Профессиональное образование. Столица» (Россия) — https://www.mosniirpo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=345

· Сайт о системе профтехобразования Республики Беларусь — https://pto70.ripo.unibel.by/.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: