Статус субъекта федерации – это его права, обязанности и ответственность. Как, впрочем, и статус другого любого субъекта.
Права (полномочия), которыми обладают субъекты федерации:
1. Субъекты федерации могут иметь свои конституции и могут принимать законы в соответствии с разграничением предметов ведения, установленном в федеральной Конституции.
2. Субъекты федерации регулируют порядок формирования своих органов власти. Субъекты федерации самостоятельно формируют свои органы государственной власти. Как правило порядок формирования органов власти в субъекте федерации соответствует порядку формирования таких же органов на федеральном уровне. В США в каждом штате население избирает парламент и население избирает губернатора (за исключением одного штата, где губернатор избирается парламентом). В землях Германии население избирает ландтаги (парламенты), а уже ландтаги формируют правительство (исполнительный орган), то есть формирование органов в субъекте строится по тому же принципу, что и федеральные органы.
|
|
3. Регулируют местное самоуправление на своей территории.
4. Могут регулировать вопросы, касающиеся гражданского, трудового права, вопросов природопользования. В США субъекты могут принимать законы в сфере уголовного права, уголовного процесса и исполнения наказаний.
5. Субъекты федерации как правило регулируют вопросы здравоохранения, культуры, образования, разделяя эти вопросы с местным самоуправлением.
6. Судебная власть. Субъекты федерации как правило имеют свои органы судебной власти. Для США характерна судебная система штатов (довольно обширная). В некоторых штатах осталась процедура избрания судей. Также в субъектах могут существовать свои органы конституционного контроля (в Германии конституционные суды земель, в США эту функцию выполняют все общие суды).
7. Субъекты федерации могут иметь своё гражданство, а могут и не иметь.
8. Могут иметь свои государственные символы: герб, гимн и флаг.
9. Интересы субъектов федерации на федеральном уровне представляет верхняя палата парламента. Формируется на основе представительства – равного или неравного – от каждого субъекта федерации.
10. Субъекты федерации могут участвовать в каких-то международных отношениях, но всегда с согласия федерации (может быть согласие министерство иностранных дел, могут устанавливаться сферы, где могут сотрудничать, специальным федеральным законом…).
Обязанности субъектов федерации.
Субъекты федерации обязаны исполнять федеральную конституцию и федеральные законы.
Наличие суверенитета.
В науке есть разные точки зрения по вопросу суверенитета субъектов федерации.
|
|
Некоторые учёные считают, что субъекты федерации обладают суверенитетом. Здесь трудно согласиться, чтобы они полной мерой обладали суверенитетом (в полной мере лишь государство в целом как участник международных отношений).
Есть точка зрения, что субъекты федерации обладают ограниченным суверенитетом, то есть самостоятельностью в рамках предоставленных им полномочий.
Ещё одна точка зрения: субъекты федерации не обладают суверенитетом. Как раз последняя точка зрения была провозглашена Конституционным Судов РФ.
Сецессия субъектов федерации.
Федеративная конституция не предусматривает права сецессии.
Сецессия – это право одностороннего выхода из состава федерации. Конституции такого права не предоставляют.
Если какой-то субъект федерации пытается выйти из состава, то, как правило, туда просто вводят федеральные войска и субъект остаётся в составе. Мятежи как правило подавляются с помощью вооружённых сил.
Только с добровольным согласием и субъекта, и федерации возможен выход. Такое редко. Югославия когда распадалась были и вооружённые силы.
В случае невыполнения субъектами федерации своих обязанностей к ним применяются меры федерального принуждения, то есть мы переходим к ответственности субъекта федерации.
Они применяются в случае:
· нарушения федеральной конституции и законов;
· массовых беспорядков на территории субъектов федерации, с которыми не справляются органы власти субъекта федерации;
· захвата власти в субъекте федерации какими-либо вооружёнными формированиями не путём выборов;
· Конституция Бразилии предусматривает основанием для федеральной интервенции неуплата федеральных налогов в федеральный бюджет в течение двух лет.
Формы федерального принуждения:
Федеральная интервенция (Бразилия, Мексика, Аргентина).
Может вводиться чрезвычайное положение.
Прямое президентское правление.
Всё это включает в себя введение федеральных вооружённых сил или полиции на территорию субъекта, отстранение исполнительной власти, наведение порядка, если там беспорядки и формирование временных органов управления в субъекте федерации.
Менее жёсткие: в Германии есть мера «федеральное законодательное замещение» (это процедура изъятия федерации у земли права принимать законы по каким-то вопросам).
Роспуск органов государственной власти субъекта федерации также возможно.
В Конституции РФ также роспуск органов государственной власти предусмотрено. Это в ФЗ «Об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти в субъектах федерации».