Стандарты оценки

Регулирование оценочной деятельности – система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и соответствие их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообще­ством оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование), либо совместно.

Правовые основы стандартизации в РФ установ­лены Законом РФ «О стандартизации». Стандартизация представляет собой деятельность по установлению норм, правил, характеристик продукции, услуг, процессов.

Основными задачами системы стандартизации услуг в области оценки являются:

- обеспечение взаимопонимания и взаимодействия между всеми сто­ронами-участниками процесса оценки имущества;

- формирование нормативной базы для обеспечения проведения сер­тификации услуг по оценке;

- установление единых требований к методам оценки, содержанию и форме отчетов по оценке;

- создание и ведение системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой при оценке;

- гармонизация терминологии, классификации услуг, методов оценки с международными стандартами;

- содействие соблюдению законодательства РФ средствами и методами стандартизации.

Начиная с сентября 1999 г., в соответствии с поручением Правитель­ства РФ от 20.09.99 г. № 932, Министерством государственного имущества России совместно с другими заинтересованными ведомствами и в тесном сотрудничестве с профессиональными организациями оценщиков велась разработка проектов стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности.

«Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценоч­ной деятельности» были утверждены 6 июля 2001 г. Постановлением Пра­вительства РФ № 519. Согласно этому Постановле­нию разработка и утверждение методических рекомендаций по оценоч­ной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуще­ствляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), ви­дам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке было возложено на Министерство имущественных от­ношений Российской Федерации (Минимущество России).

Требования Стандартов являются обязательными для субъектов оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при прове­дении оценки.

Согласно требованиям Стандартов при составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказатель­ственного значения.

В Стандарте оценки дается определение основных видов стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки. Помимо определе­ния рыночной стоимости объекта оценки в Стандарте дается определение видов стоимости, отличных от рыночной. К таким видам относятся стоимости объекта оценки:

- с ограниченным рынком товаров;

- замещения;

- воспроизводства;

- при существующем использовании;

- инвестиционная;

- для целей налогообложения;

- ликвидационная;

- утилизационная;

- специальная.

В Стандарте дается определение трех основных подходов к оценке: затратного, сравнительного и доходного. Согласно требованиям Стан­дартов, оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обо­сновать отказ от использования) данные подходы к оценке. При этом оцен­щик вправе самостоятельно определять, в рамках каждого из подходов, конкретные методы оценки, определяемые в Стандарте как способ расче­та стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке. Оцен­щик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оценке ре­зультатов определяет итоговую величину стоимости объекта оценки. При этом согласно требованию Стандартов итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное.

Раздел III Стандартов определяет основные требования к проведению оценки, этапы проведения оценки, порядок сбора и обработки информа­ции.

Оценка объекта оценки может проводиться оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством РФ об оценочной деятельности. В случае, если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оцен­ке. При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицен­зирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требова­ниях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах оцен­ки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.

Статья 20 Стандарта устанавливает шестимесячный срок действительности итоговой величины стоимости объекта оценки для целей соверше­ния сделок.

В Международном комитете по стандартам оценки (IVSC) полномоч­ным представителем РФ является Российское общество оценщиков (РОО), поэтому содержание основного перечня стандартов РОО составили международные стандарты этого комитета. В настоя­щее время общее количество утвержденных и разрабатываемых стандартов POO составляет более 30. Их использование призвано обеспечить процесс оценки имущества и проведения сертификации услуг.

Система нормативных документов РОО создается в соответствии с экономическими условиями развивающихся рыночных отношений и струк­туры управления в РФ на базе действующего законо­дательства, норм, правил и государственных стандартов инвестиционной сферы экономики.

Главная направленность разрабатываемых нормативных документов РОО – защита прав и охраняемых законом интересов потребителей, об­щества и государства при развитии самостоятельности и инициативы орга­низаций, предприятий и специалистов-оценщиков.

Одним из основных средств решения этой задачи является использо­вание методических принципов, которые находят все большее распрост­ранение в международной и отечественной практике стандартизации. В отличие от ранее используемого подхода, когда в нормативных докумен­тах приводят подробное описание методов обоснования и расчета, созда­ваемая система нормативных документов РОО должна содержать в пер­вую очередь характеристики оценки, основанные на требованиях потре­бителей.

Разрабатываемые в соответствии с настоящим подходом нормативные документы должны устанавливать прежде всего требования к результа­там оценки как услуги, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты на основе использования результатов оценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: