Вопрос 1. Понятие валютного регулирования

Источники валютного права:

Ø Международные договоры РФ применяются к валютным отношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора РФ следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства.

Ø Валютное законодательство РФ, состоящее из Федерального закона от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Ø Подзаконные акты органов валютного регулирования (Правительства РФ и ЦБ РФ).

Системообразующие принципы источников валютного права:

1) принцип иерархии, соподчиненности нормативных источников, в соответствии с которым органы валютного регулирования принимают нормативные акты только в случаях и в пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ;

2) принцип приоритета международных источников (договоров), т.е. если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским валютным законодательством, применяются правила указанного международного договора;

3) принцип исключительной федеральной компетенции, т.е. валютное законодательство и нормативные акты принимаются исключительно на федеральном уровне;

4) принцип публичности, т.е. неопубликованные акты валютного законодательства и нормативные акты органов валютного регулирования применению не подлежат;

5) принцип запрета обратной силы нормативных актов, устанавливающих новые обязанности для резидентов или нерезидентов или ухудшающие их положение;

6) принцип толкования неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов валютного законодательства, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля в пользу резидентов и нерезидентов.

Закон о валютном регулировании разграничивает понятия «валюта РФ», «иностранная валюта» и «валютные ценности». Валютные ценности состоят из 2 компонентов:

1. Иностранная валюта. Под иностранной валютой понимаются денежные знаки иностранных государств в наличной форме (в виде банкнот, казначейских билетов и монет), в безналичной форме (средства на счетах), а также средства в международных денежных единицах (Специальные права заимствования, выпускаемые МВФ и евро);

2. Внешние ценные бумаги – ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте.

Участники валютного регулирования: 1)резиденты, нерезиденты, 2) органы валютного регулирования; 3) уполномоченные банки.

Резиденты:

А) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

Б) физические лица, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане, лица без гражданства;

В) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

Г) филиалы и представительства и иные подразделения резидентов, находящиеся за пределами РФ;

Д) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

Е) РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Нерезиденты:

А) физические лица, не являющиеся резидентами на основании Закона о валютного законодательства РФ;

Б) юридические лица, (организации, не являющиеся юридическими лицами), созданные в соответствии с иностранным законодательством, с местонахождением за пределами РФ;

В) филиалы и представительства и другие обособленные подразделения организаций-нерезидентов, находящиеся на территории РФ;

Г) аккредитованные в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в РФ;

Д) иные лица, не являющиеся резидентами в соответствии с валютным законодательством.

Органы валютного регулирования - Правительство РФ, ЦБ РФ. Для реализации функций валютного регулирования они издают в пределах своей компетенции акты органов валютного контроля, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Уполномоченные банки – кредитные организации (российские и филиалы иностранных организаций), получившие лицензии ЦБ РФ на проведение операции со средствами в иностранной валюте.

Валютные операции. Закон о валютном регулировании не содержит определения валютной операции, ограничиваясь лишь перечислением этих операций. К валютным операциям относятся:

1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

2) приобретение резидентом у нерезидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа

4) ввоз, вывоз на таможенную территорию в РФ и из РФ валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг;

5) осуществление международных денежных переводов.

Таким образом, валютные операции можно классифицировать в соответствии с рядом критериев на валютные операции:

  • с валютными ценностями и с валютой РФ, внутренними ценными бумагами;
  • а) между резидентами и нерезидентами, б) между резидентами; в)между нерезидентами и г) с участием уполномоченных банков.

Валютные операции и гражданско-правовые сделки с валютными ценностями.

В качестве валютной операции следует квалифицировать не гражданско-правовую сделку, заключенную сторонами, а лишь действие по совершению платежа или - более широко - действие по ее исполнению, подпадающее под определение валютной операции и фактически исполненное соответствующим субъектом (См. комментарий к п.18 Обзора)

Гражданско-правовые сделки, совершенные с нарушением валютного законодательства, имеют различные правовые последствия, которые подлежат квалификации как по ст.168, 169 ГК РФ (см. Комментарий к Обзору практики разрешений Арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31 мая 2001 г. №52) // Анализ и комментарии Постановлений Пленумов и Обзоров Президиума ВАС РФ. Вып.7. М.: Статут, 2008. Комментарий п.16,17 Обзора. Далее Комментарий Обзора…)

Для квалификации какого-либо действия (платеж, иное действие) в качестве валютной операции, а также для целей применения административной ответственности безразлично, было ли совершено это действие во исполнение какой-либо гражданско-правовой сделки или в ее отсутствие (например, сделка не заключалась вообще либо признана недействительной и т.п.). Важно, чтобы соответствующее действие было фактически совершено и имело установленные законом признаки незаконной валютной операции. Для применения административной ответственности необходимо наличие соответствующего состава правонарушения, где фактическое совершение действия, имеющего признаки незаконной валютной операции, составляет его объективную сторону.

Нарушение установленного валютным законодательством режима валютных операций может быть квалифицировано как административное правонарушение в случаях, предусмотренных соответственно в ст. 15.25 КоАП РФ. Однако привлечение виновных лиц к административной ответственности осуществляется независимо от гражданско-правовых последствий для сделок, заключенных ими с нарушением валютного законодательства.

Валютное регулирование. Под валютным регулированием понимается определение государством принципов и порядка осуществления валютных операций.

Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:

  1. режим государственной валютной монополии;
  2. режим свободно конвертируемой валюты;
  3. режим валютного государственного регулирования.

Режим валютного государственного регулирования осуществляется в двух направлениях: во-первых, через создание системы ограничений резидентов на операции с валютными ценностями и, во-вторых, путем организации системы контроля за соблюдением установленных валютных ограничений. Режим валютных ограничений устанавливается Законом о валютном регулировании 2003 г. Действующий Закон о валютном регулировании фактически устанавливает четыре разновидности режима валютных ограничений.

(См.также Комментарий обзора п.12)

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами.

В соответствии со ст. 6 Закона о валютном регулировании 2003 г. валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. ст. 7, 8 и 11 названного Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. В настоящее время отменены валютные ограничения, установленные ст. ст. 7, 8 и частично ст. 11 Закона о валютном регулировании 2003 г. В качестве оставшегося валютного ограничения ст. 11 данного Закона содержит норму, которая предписывает резидентам и нерезидентам совершать на территории Российской Федерации сделки купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, только через уполномоченные банки.

Закон о валютном регулировании 2003 г. не называет иных валютных ограничений. Однако представляется, что любое правило, которое каким-либо способом связывает свободу субъектов валютных операций, является ограничением. В связи с этим представляется обоснованным отнести к числу валютных ограничений правило ст. 19 Закона о валютном регулировании 2003 г. о репатриации валютной выручки; требование об оформлении участниками валютных операций разнообразных документов валютного контроля и, в частности, паспорта сделки в случаях, определенных законодательством; разнообразные запреты на осуществление валютных операций с наличной иностранной валютой и российскими рублями и т.п.

В отношении всех остальных валютных операций между резидентами и нерезидентами действует правило абзаца второго ч. 2 ст. 5 Закона о валютном регулировании 2003 г.: если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования в соответствии с Законом о валютном регулировании, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Следовательно, в отношении валютных операций, совершаемых между резидентами и нерезидентами, действует правило: можно свободно совершать любые валютные операции, если закон их прямо не запрещает либо не предписывает определенные условия их осуществления.

2. Валютные операции между резидентами.

По общему правилу ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании 2003 г. валютные операции между резидентами запрещены. Исключения установлены ст. ст. 9, 12, 14, 15 и 19 данного Закона. В отношении определения порядка осуществления операций между резидентами применяется ранее действовавший принцип: можно совершать только те валютные операции, которые прямо разрешены законом

3. Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации.

Из ст. 10 Закона о валютном регулировании 2003 г. усматривается общий принцип регулирования валютных операций между нерезидентами, осуществляемых на территории Российской Федерации. Такие операции осуществляются без ограничений, если законом они прямо не установлены. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о валютном регулировании 2003 г. на территории Российской Федерации нерезиденты вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

4. Валютные операции с участием уполномоченных банков.

Из ч. 3 ст. 9 Закона о валютном регулировании 2003 г. следует, что валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, которые отнесены к числу банковских операций (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"), осуществляются без ограничений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: