Тема 15.Понятие бюджета

Бюджет - слово нормандского (английского) происхождения, которое означает мешок, саквояж. Когда палата общин в Англии в 16-17 вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал “кожаный мешок” (портфель), в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на сам документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства. В России некое подобие росписей также возникло еще в начале правления дома Романовых. Так, в одной из грамот, датированных 1623 г., говорится о присылке “годовой большой сметы, о приходной и окладной книге”. Очевидно, что эти росписи не являлись бюджетом, а представляли собой своды смет доходов и расходов. В современных формах госбюджет сформировался только к началу XIX в. Признаками, определяющими бюджет в современном понимании выступают следующие:

1) Плановость росписи государственных доходов и расходов. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях развития. Долгое время государство не имело бюджета. Бюджет появляется тогда, когда государство свою финансовую деятельность вводит плановое начало, т.е. составляет смету (роспись) доходов и расходов на определенный период. Таким периодом во многих государствах был избран 1 год, который получил название финансового. В РФ он совпадает с календарным, в ряде других стран - иные сроки в зависимости от времени платежеспособности налогоплательщиков (в США с 1 октября, Японии - с 1 апреля, Швеции - с 1 июля). В России отсчет бюджетного регулирования доходов и расходов государства идет от бюджетной реформы 1862 г., именно тогда финансовый год был привязан к календарному году и вводилась ежегодная сводная роспись государственных доходов и расходов. Таким образом, бюджет это план государственного хозяйства на финансовый год, представляющий предположительное исчисление всех доходов и расходов государства. Это план государственных доходов и расходов на финансовый год.

2) Бюджет - политический акт, облекаемый в форму закона. Тому подтверждение исторические корни происхождения бюджета. Англия была первой страной, где парламент добился от короля права утверждения всех государственных доходов и расходов на основании билля о правах 1689 г., подписанного королем Вильгельмом III. Этот билль связывают со становлением бюджетного права как права парламента утверждать и контролировать исполнение бюджета. В России точка отсчета бюджетного права связана с Правилами (от 8 марта 1906 г.) о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов Государственной Думой.

По сути, бюджет - это вопрос о разграничении полномочий законодательной и исполнительной властей в области финансов. Правительство разрабатывает бюджет, обеспечивает его исполнение, а парламент, утверждает его в форме закона и осуществляет парламентский контроль за его исполнением. Правительство обязано исполнять бюджет в строгом соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год, внесение изменений в бюджет требует согласования и одобрения парламента. По свое природе политический акт. Утверждение бюджета парламентом является выражением доверия правительству, отклонение проекта бюджета может служить основанием отставки правительства.

Бюджет - это план государственных доходов и расходов на финансовый год, принятый в форме закона.

Согласно БК РФ (ст.6) бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С материальной точки зрения бюджет представляет собой фонд денежных средств, находящихся в распоряжении государства или муниципального образования. В этой части следует разграничивать бюджет и государственную (муниципальную) казну. Государственную казну РФ, казну субъекта Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Соответственно средства местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет казну муниципального образования (ст. 214, 215 ГК РФ).

Тема 16.Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами бюджетного права совокупность бюджетов. Таким образом, можно выделить три основных признака (характеристики) бюджетной системы РФ:

1) Она регулируется бюджетным законодательством;

2) Бюджетная система любого государства определяется его государственным и административно-территориальным устройством.

3) Соответственно бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ПФ, ФСС, ФОМС РФ);

второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (в том числе бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В БК РФ называются консолидированные бюджеты РФ и субъектов Федерации и целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды. Консолидированный бюджет субъектов Федерации - это свод бюджетов субъекта Федерации и муниципальных образование на его территории. Соответственно консолидированный бюджет РФ - это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов РФ. Консолидированный бюджет РФ и субъектов Федерации характеризуются следующими признаками: 1) они не утверждаются законами; 2) носят расчетный характер и 3) используется для анализа показателей бюджетной системы в межбюджетных отношениях, в частности при установлении нормативов отчислений по регулируемым налогам, субсидиям, дотациям и т.д.

Целевые бюджетные фонды создаются в составе бюджета за счет доходов целевого назначения и строго целевого расходования по отдельной смете (например, резервный бюджетный фонд на покрытие расходов в связи с чрезвычайными ситуациями). Государственные внебюджетные фонды также носят целевой характер, но в отличие от целевых бюджетных фондов, внебюджетные государственные фонды формируются в порядке установленном ежегодным законом по каждому такому фонду, которые утверждаются одновременно с законом о государственных бюджетах.

Бюджетная система – это система бюджетов, которая функционирует на основе легально закрепленных принципов. БК РФ (ст.28, 216) определяет следующие организационные и функциональные принципы бюджетной системы:

· единство бюджетной системы;

· разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

· самостоятельность бюджетов;

· полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· сбалансированность бюджета;

· общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

· эффективность и экономичность использования бюджетных средств;

· единство кассы;

· достоверность бюджета;

· адресность и целевой характер бюджетных средств.

Тема 17.Структура бюджета.

Любой бюджет формируется по доходам и расходам. Группировка доходов и расходов в любом уровне бюджета по статьям должна осуществляться в соответствии с единой бюджетной классификацией РФ. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Она применяется при составлении проектов бюджетов и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивает сопоставимость их показателей (ст.18 БК РФ) Бюджетная классификация РФ утверждается федеральным законом “О бюджетной классификации Российской Федерации” от 15 августа 1996 г (СЗ РФ. 1996. №34. Ст.4030). Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы РФ. Между тем законодательные органы субъектов Федерации, органов местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов ее построения и единства.

Состав доходов бюджета. Классификацию доходов бюджета можно провести по источникам доходов.

По источникам поступления доходов доходы бюджетов подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные и безвозвратные перечисления. К налоговым доходам относятся все предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы за нарушения налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от его продажи, доходы, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности, доходы в виде финансовой помощи, полученных от бюджетов других уровней, иные неналоговые поступления. Безвозмездные перечисления как источник доходной части бюджета - это безвозмездные перечисления в бюджет от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Расходы бюджетов: виды и формы. БК РФ устанавливает две классификации расходов бюджета. В зависимости от их экономического содержания они подразделяются на текущие расходы, капитальные расходы и расходы на создание резервных фондов.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий или субвенций на текущее функционирование и др. Например, расходы в форме ассигнований на содержание бюджетных учреждений, трансферты населению для финансирования обязательных выплат пенсий, стипендий, пособий и других социальных компенсаций.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность, включая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, предоставление юридическим лицам бюджетных кредитов на инвестиционные цели и др. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

В расходной части бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и местного самоуправления на финансирование непредвиденных расходов (ликвидация последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций).

Формами расходования средств бюджетов являются:

· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

· оплата товаров, работ, услуг, выполняемых по государственным или муниципальным контрактам;

· трансферты населению для финансирования обязательных социальных выплат (пособий, стипендий, компенсаций и др.);

· бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательств);

· субсидии и субвенции юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в случаях, предусмотренных целевыми программами (федеральными, региональными) и законами на условиях и в порядке, которые особо определены законами о бюджете на очередной финансовый год;

· бюджетные инвестиции юридическим лицам - инвестиции бюджета в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

· кредиты и займы, предоставляемые внутри страны, кредиты иностранным государствам;

· выплаты по обслуживанию и погашению долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Остановимся на характеристике отдельных форм расходов.

Расходы бюджетных учреждений. носят строго целевой характер и включают, в частности расходы на оплату труда, командировочные и компенсационные выплаты работникам, оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам и без заключения таких контрактов. Все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов

Особого внимания заслуживают новеллы бюджетного законодательства, предусматривающие возможность получения юридическими и физическими лицами бюджетных кредитов, субвенций, субсидий, инвестиций в уставные капиталы юридических лиц. При этом БК РФ разграничивает порядок их предоставления в зависимости от формы собственности: государственные, муниципальные унитарные предприятия и юридические лица, функционирующие не на государственной или муниципальной собственности. Так, порядок получения бюджетных кредитов государственным и муниципальным унитарным предприятиям устанавливается БК РФ (ст.77), т.е. бюджетные кредиты предоставляются на условиях и пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.

Бюджетные кредиты юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными унитарными предприятиями предоставляются на основании возмездного договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством, но с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством (ст.76). К таким особенностям относятся следующие. Во-первых, обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению иным уполномоченным органом. Кроме того, бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе. Во-вторых, существенным условием договора является условие о предоставлении заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, других ценных бумаг, паев в размере не менее 100% предоставляемого кредита. В-третьих, бюджетный кредит должен использоваться по целевому назначению. Цели, на которые может быть предоставлен кредит, условия, лимиты, срок, а также ограничения по субъектам использования бюджетного кредита, указываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год. В-четвертых, возврат, предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

Субсидии и субвенции юридическим лицам (не являющимся государственными и муниципальными унитарными предприятиями), а также индивидуальным предпринимателям предоставляются только в рамках целевых программ на основании закона о бюджете на очередной финансовый год (ст.78 БК). Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случае их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам (не являющимся государственными и муниципальными унитарными предприятиями) осуществляется на договорной основе, влечет возникновение права государственной и муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством (ст.80 БК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: