Ответственность за нарушения валютного законодательства

Все санкции за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования помещены в ст. 15.25 КоАП РФ. Эта статья устанавливает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, т.е. операций, совершаемых с нарушениями требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Таким образом, вопрос о правовой природе норм об ответственности за нарушение валютного законодательства на сегодняшний день не должен вызывать сомнений. По действующему законодательству ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования следует квалифицировать как административную.

Следовательно, для привлечения к ответственности за нарушение норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования необходимо наличие состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Общим объектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения валютных ценностей, а также при осуществлении расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Субъектами административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования являются как резиденты, так и нерезиденты. Статья 15.25 КоАП РФ устанавливает несколько составов административных правонарушений с разным субъектным составом. Например, ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ признает субъектами административной ответственности юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (с учетом примечания N 1 к ст. 15.25 КоАП РФ). Причем граждане-предприниматели и юридические лица могут быть как резидентами, так и нерезидентами. Часть 2 ст. 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. В качестве субъектов она называет граждан, юридических и физических лиц. С учетом указанного объекта правонарушения граждане, физические и юридические лица, являющиеся субъектами ответственности по ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, могут быть только резидентами. Субъектами ответственности по ч. 4 и ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ являются юридические лица, а также лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица (см. примечание N 1 к ст. 15.25 КоАП РФ). Субъектами ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица и юридические лица - как резиденты, так и нерезиденты.

Объективная сторона выражается в совершении субъектами ответственности деяний, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ. В ней содержится перечень конкретных нарушений валютного законодательства, за которые установлена ответственность. (См.: Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сообщенные письмом ФТС России от 10 января 2008 г.) В связи с этим действующими нормами, устанавливающими административную ответственность за рассматриваемые правонарушения, являются ч. ч. 1 (в части), 2, 4, 5, 6 (в части) ст. 15.25 КоАП РФ. Они устанавливают ответственность за следующие деяния.

1. Осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 15.25).

Статьей 9 Закона о валютном регулировании 2003 г. запрещены валютные операции между резидентами, за исключением операций, предусмотренных этой же статьей, а также ч. 6 и ч. 6.1 ст. 12 и ч. 3 ст. 14 данного Закона. Частью 3 ст. 10 Закона о валютном регулировании 2003 г. установлено, что валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации. Следовательно, на территории Российской Федерации рассматриваемая норма запрещает расчеты между нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании 2003 г. расчеты между юридическими лицами - резидентами при осуществлении ими валютных операций могут производиться только через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением расчетов, перечень которых содержится в законе.

Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с Законом о валютном регулировании на их счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, которые отсутствуют в перечне ч. 6.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании 2003 г. Отсюда следует, что законодательство запрещает расчеты юридических лиц - резидентов с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте при купле-продаже товаров, не относящейся к розничной торговле и не осуществляемой при обслуживании транспортных средств в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании 2003 г.

2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ).

Такой порядок установлен ст. 12 Закона о валютном регулировании 2003 г. Ею предусмотрено, что резиденты вправе открывать счета (вклады) за пределами Российской Федерации без ограничений. Однако они обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов). Это уведомление представляется ими не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов).

3. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ

(См. комментарий к п. п. 3 и 4 Обзор).

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ).

(См. тот же комментарий).

5. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ).

Из ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ следует, что объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют следующие деяния:

- несоблюдение порядка представления форм учета и отчетности;

- несоблюдение сроков представления форм учета и отчетности;

- нарушение правил оформления паспортов сделок;

- нарушение сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании 2003 г. резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность учетных документов и иных документов не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не менее срока исполнения договора.

Частью 7 статьи 15.25 КоАП России установлена ответственность за нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 КоАП России.

В настоящее время часть 7 статьи 15.25 КоАП России не применяется, поскольку отдельный порядок ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме не устанавливался.

Субъективную сторону состава административного правонарушения составляет отношение лица к совершаемому им деянию. Действующее административное право прямо рассматривает вину в качестве одного из оснований для привлечения лица к административной ответственности (ст. 2.1 КоАП РФ). Она существует в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ). Вина составляет субъективную сторону правонарушения и по ст. 15.25 КоАП РФ. Применительно к административной ответственности юридических лиц КоАП РФ исходит из объективной конструкции вины. То есть в соответствии ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлена презумпция невиновности. Это означает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Таким образом, бремя доказывания вины лица, привлекаемого к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ, лежит на органе валютного контроля.

Производство по делу об административном правонарушении. В соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов и агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 Кодекса. Например, в соответствии с ч. 4 ст. 22 Закона о валютном регулировании 2003 г. контроль над осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ. Поэтому должностные лица Банка России - органа валютного контроля - также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, указанных в ст. 15.25 КоАП РФ. Перечень названных должностных лиц должен определяться в соответствии с письмом ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. N 84-Т "О Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях". Под ними следует понимать Председателя Банка России и его заместителей, руководителей территориальных учреждений Банка России и их заместителей (для Московского ГТУ Банка России также управляющих отделениями Московского ГТУ Банка России). При этом для осуществления указанных полномочий заместителю Председателя Банка России, а также руководителям территориальных учреждений Банка России, их заместителям и управляющим отделениями Московского ГТУ Банка России не требуется специальная доверенность.

Перечень должностных лиц Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с КоАП РФ, утвержден Приказом Росфиннадзора от 17 ноября 2004 г. N 102 <1>. Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом ФНС России от 2 августа 2005 г. N САЭ-3-06/354@ <2>.

--------------------------------

<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 50.

<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 35.

Применение мер ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования находится только в компетенции органов валютного контроля и их должностных лиц в пределах их компетенции (ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании 2003 г., ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ). Применение мер административной ответственности от имени органов валютного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 23.60 КоАП РФ осуществляют:

1) руководитель федерального органа валютного контроля и его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа валютного контроля, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа валютного контроля.

Применение мер административной ответственности оформляется постановлением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: