Тема 18.Соотношение доходов и расходов бюджетов

Сбалансированность бюджета - это один из основных принципов бюджетной системы РФ. Он означает что объем предусмотренных бюджетом доходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Отклонения от равновесия доходов и расходов называются профицитом и дефицитом

Профицит - превышение доходов над расходами. Бюджет должен быть составлен без профицита.

Дефицит - превышение расходов над доходами бюджета. Сбалансирование бюджета при дефиците предполагает применение различных финансовых инструментов, важнейшими среди которых являются следующие:

· установление предельных размеров дефицита;

· порядок покрытия дефицита с указанием источников;

· режим сокращения расходов бюджета (определение защищенных статей и введение механизма секвестра);

· привлечение средств путем займов (государственных и муниципальных) и использование банковских кредитов. Такие средства привлекаются на основании разрешений соответствующих представительных органов.

При установлении норм, регулирующих дефицит бюджета, БК РФ вводит ряд ограничений, связанных с предельными размерами дефицита. Так, предельные размеры дефицита (размер дефицита федерального бюджета не должен быть больше суммарного объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ, субъекта Федерации - не более 15% объема доходов бюджета субъекта Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета, дефицит местного бюджета соответственно - не более 10%).

В случае утверждения бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета, установленные законом о конкретном бюджете, подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся:

· кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

· государственные и муниципальные займы осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

· бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Таким образом формируется соответственно по уровням бюджетной системы государственный внутренний долг РФ, государственный внутренний долг субъекта Федерации и муниципальный внутренний долг (в валюте РФ).

К внешним источникам относятся:

· кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте;

· государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.

Таким образом формируются государственный внешний долг, который существует как государственный внешний долг РФ. Субъекты Федерации, органы местного самоуправления не вправе финансировать дефицит бюджета за счет внешних источников.

Тема 19.Стабилизационный фонд РФ часть средствфедерального бюджета, образующаяся в связи с превышением цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету и управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Использование средств стабилизационного фонда: для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а такжк на иные цели в случае, если накопленный объем средств стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей.

Управление стабилизационным фондом осуществляет Министерство финансов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ, отдельные полномочия могут осуществляться Центральным Банком РФ. Средства стабилизационного фонда могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: