Подвижники иноческого благочестия

Подвижником высокой жизни был и Пензенский епископ Амвро­сий (Орнатский), известный в церковной науке как соавтор “Ис­тории Российской иерархии”, написанной им вместе с митрополи­том Евгением (Болховитиновым). Он родился в 1778 г. По окон­чании Петербургской Духовной Академии преподавал в Духовных школах. После пострига управлял последовательно тремя обителями, в том числе Московским Новоспасским монастырем, где при нем происходил подъем аскетического подвижничества. В 1816 г. архимандрита Амвросия хиротонисали в викарного епископа Новгородской епархии, а через 3 года поревели на самостоятельную Пензенскую кафедру.

В бытность архиепископа Антония настоятелем Киевской Лавры в ней принял постриг инок святой жизни иеросхимонах Парфений. Он родился в 1790 г. в Тульской епархии в семье причетника Иоанна Краснопевцева. Когда отрок учился в Туль­ском Духовном училище, в его душе зародилась жажда иной, луч­шей жизни, чуждой земной суеты и в 1815 г. уволившись из Семинарии, он пешком отправился в Киевскую Лавру.

Там отец Антоний ласково принял его и назначил на пос­лушание в просфорню. Вскоре он был поставлен начальником просфорни. Не предаваясь чрезмерным постническим подвигам, во всем умеренный, тихий, мирный, незлобивый Петр без иску­шений проходил свой послушнический искус. Плотских страстей и нечистых помыслов он вовсе не знал.

В 1824 г. послушник принял постриг с именем Пафнутий. В ночное время, кроме молитв, инок Пафнутий занимался пере­писыванием святоотеческих книг. Его по-прежнему посещали ви­дения, особенно часто являлась ему Пресвятая Богородица. После иерейского рукоположения он был назначен духовником Лавры. Познание грехов человеческих погружало его в сокрушение и скорбь. “

В 1838 г. митрополит Киевский Филарет облек его в схиму с наречением имени Парфений, Последние годы своего жития схимник провел в темной келлии у Ближних пещер, С радостью ожидая он смерти и, сидя у гроба, приготовленного им для себя, говорил о будущей жизни, где праведники просияют как солнце. Скончался старец Парфений в праздник Благовещения в 1855 г,, который совпал с Великой пятницей. Митрополит Филарет на своих руках выносил его гроб и совершил чин погребения в Голосевской пустыни.

Удивительна, подобна житию древних отшельников жизнь Троекуровского старца Илариона (Фокина). Он родился в 1774 году в крестьянской семье в Рязанской губернии. Склонный к уединению, он чуждался не только свер­стников, но и родителей. С детства полюбил он храм Божий, ко­локольный благовест наполнял его сердце несказанной радостью. Самым близким человеком мальчику был его богобоязненный дедуш­ка, с которым он вместе ходил в церковь. Совершали они и даль­ние богомолья: к Киево-Печерским угодникам, в Троице-Сергиеву Лавру. Молитва у нетленных мощей воспламеняла сердце мальчика духовной радостью. А родителям их странное дитя внушало тре­вогу; они опасались, что из него не выйдет настоящего хозяй­ственного крестьянина.

Но мысль о монашестве не покидала его, и ему удалось упро­сить настоятеля Раненбургской Петропавловской пустыни постричь его в рясофор. Молодой инок выделялся среди братии строгим хранением устава и суровым постом, и это возбуждало к нему зависть. А его жена не оставляла попыток вернуть мука домой. Тогда настоятель решил удалить инока Илария из пустыни.

Он поселимся в овраге в выкопанных им пещерах, на Литур­гию ходил в церковь в ближайшее село, а вечерню, утреню и ке­лейное правило совершал в пещерах. В летний зной он полагал по 3 тысячи поклонов на открытой поляне под лучами солнца. Питался он одной редькой, а постель себе изготовил из сучьев дуба. Когда однажды его нашли в обмороке от истощения, на его теле обнаружили вериги и сорочку из железной проволоки. К ино­ку начатия приходить за советом и молитвами верующие люди. Он всех принимал, беседовал, утешал, от богатых брал дары и раз­давал бедным. Но многолюдство тяготило его.

И он опять отправился в странствие; ходил в Киев, в За­донск, а чаще всего в Елец. В Ельце народ знал его, и когда он появился в городе, его окружила толпа людей, просила у него молитв и советов. Городское духовенство из ревности по­давало на него жалобы, после чего городничий велел посадить его в тюрьму. После этого распоряжения городничий опасно за­немог, и раскаявшись, приказал выпустить инока на волю.

Старец Иларион вернулся в свои пещеры. Однажды во время засухи соседний помещик князь Долгоруков в письме просил его помолиться о спасении урожая. И по молитве подвижника над по­лями князя пролил обильный дождь. Помещик пригласил старца в свою усадьбу и построил для него келлию. После смерти князя дворовые люди стали обижать подвижника, стараясь выгнать его из усадьбы. Блаженный Иларион переселился к помещику Суханову, а от него в село Троекурове к Раевскому, где провел последние 29 лет своей жизни, в отведенной для него келлли. Он жил в ней полузатворником, выходил только в церковь и принимал посети­телей. К нему отовсюду стекались приношения, которые он разда­вал нищим или жертвовал на постройку храмов. В великие праздни­ки посылал в тюрьмы деньги, хлеб, сыр, яйца, рыбу.

И в глубокой старости облик его поражал духовной красотой. В одном из воспоминаний о нем сказано “Ему было уже почти 80 лет, а казался он как в первой юности и редкой красоты, не­вольно приходило на мысль “Дивен Бог во святых Своих!”

За 6 лет до кончины старец Иларион ослеп, но перед смертью чудесно прозрел. Преставился он 5 ноября 1853 года. Его погребли в гробе, который он сколотил своими руками, в выкопанной им самим пещере.

В XIX веке особой строгостью жизни и аскетическими под­вигами иноков славился Валаамский Преображенский монастырь и его скиты, восстановленные трудами отца Назария. Несколько лет на Валааме подвизался старец Леонид (Баголкин). В середи­не столетия суровостью жизни прославился валаамский схимонах Феоктист, который последние 10 лет своей жизни спасался в уединенной лесной хижине. Скончался он в 1863 г. В эту пору на Валаам с те катись тысячи богомольцев ежегодно.

Настоятелем обители с 1839 по 1881 гг. был игумен Дамаскин (Кононов), по происхождению крестьянин Тверской губернии. Он родился в 1795 г. и при крещении наречен был Дамианом. В 24-летнем возрасте вступил в число Валаамской братии и после 20 лет усердных трудов был поставлен игуменом. При сего настоя­тельстве на Валааме стронут каменные церкви, корпуса келлий, гостиницы для богомольцев и хозяйственные строения, мельницы, мастерские, электростанцию. Отец Дамаскин отличался не одной предприимчивостью и деловитостью. Это был духовно опытный богомудрый наставник братии, который умел поддерживать в обители высокий аскетический строй жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: