Подвижником высокой жизни был и Пензенский епископ Амвросий (Орнатский), известный в церковной науке как соавтор “Истории Российской иерархии”, написанной им вместе с митрополитом Евгением (Болховитиновым). Он родился в 1778 г. По окончании Петербургской Духовной Академии преподавал в Духовных школах. После пострига управлял последовательно тремя обителями, в том числе Московским Новоспасским монастырем, где при нем происходил подъем аскетического подвижничества. В 1816 г. архимандрита Амвросия хиротонисали в викарного епископа Новгородской епархии, а через 3 года поревели на самостоятельную Пензенскую кафедру.
В бытность архиепископа Антония настоятелем Киевской Лавры в ней принял постриг инок святой жизни иеросхимонах Парфений. Он родился в 1790 г. в Тульской епархии в семье причетника Иоанна Краснопевцева. Когда отрок учился в Тульском Духовном училище, в его душе зародилась жажда иной, лучшей жизни, чуждой земной суеты и в 1815 г. уволившись из Семинарии, он пешком отправился в Киевскую Лавру.
Там отец Антоний ласково принял его и назначил на послушание в просфорню. Вскоре он был поставлен начальником просфорни. Не предаваясь чрезмерным постническим подвигам, во всем умеренный, тихий, мирный, незлобивый Петр без искушений проходил свой послушнический искус. Плотских страстей и нечистых помыслов он вовсе не знал.
В 1824 г. послушник принял постриг с именем Пафнутий. В ночное время, кроме молитв, инок Пафнутий занимался переписыванием святоотеческих книг. Его по-прежнему посещали видения, особенно часто являлась ему Пресвятая Богородица. После иерейского рукоположения он был назначен духовником Лавры. Познание грехов человеческих погружало его в сокрушение и скорбь. “
В 1838 г. митрополит Киевский Филарет облек его в схиму с наречением имени Парфений, Последние годы своего жития схимник провел в темной келлии у Ближних пещер, С радостью ожидая он смерти и, сидя у гроба, приготовленного им для себя, говорил о будущей жизни, где праведники просияют как солнце. Скончался старец Парфений в праздник Благовещения в 1855 г,, который совпал с Великой пятницей. Митрополит Филарет на своих руках выносил его гроб и совершил чин погребения в Голосевской пустыни.
Удивительна, подобна житию древних отшельников жизнь Троекуровского старца Илариона (Фокина). Он родился в 1774 году в крестьянской семье в Рязанской губернии. Склонный к уединению, он чуждался не только сверстников, но и родителей. С детства полюбил он храм Божий, колокольный благовест наполнял его сердце несказанной радостью. Самым близким человеком мальчику был его богобоязненный дедушка, с которым он вместе ходил в церковь. Совершали они и дальние богомолья: к Киево-Печерским угодникам, в Троице-Сергиеву Лавру. Молитва у нетленных мощей воспламеняла сердце мальчика духовной радостью. А родителям их странное дитя внушало тревогу; они опасались, что из него не выйдет настоящего хозяйственного крестьянина.
Но мысль о монашестве не покидала его, и ему удалось упросить настоятеля Раненбургской Петропавловской пустыни постричь его в рясофор. Молодой инок выделялся среди братии строгим хранением устава и суровым постом, и это возбуждало к нему зависть. А его жена не оставляла попыток вернуть мука домой. Тогда настоятель решил удалить инока Илария из пустыни.
Он поселимся в овраге в выкопанных им пещерах, на Литургию ходил в церковь в ближайшее село, а вечерню, утреню и келейное правило совершал в пещерах. В летний зной он полагал по 3 тысячи поклонов на открытой поляне под лучами солнца. Питался он одной редькой, а постель себе изготовил из сучьев дуба. Когда однажды его нашли в обмороке от истощения, на его теле обнаружили вериги и сорочку из железной проволоки. К иноку начатия приходить за советом и молитвами верующие люди. Он всех принимал, беседовал, утешал, от богатых брал дары и раздавал бедным. Но многолюдство тяготило его.
И он опять отправился в странствие; ходил в Киев, в Задонск, а чаще всего в Елец. В Ельце народ знал его, и когда он появился в городе, его окружила толпа людей, просила у него молитв и советов. Городское духовенство из ревности подавало на него жалобы, после чего городничий велел посадить его в тюрьму. После этого распоряжения городничий опасно занемог, и раскаявшись, приказал выпустить инока на волю.
Старец Иларион вернулся в свои пещеры. Однажды во время засухи соседний помещик князь Долгоруков в письме просил его помолиться о спасении урожая. И по молитве подвижника над полями князя пролил обильный дождь. Помещик пригласил старца в свою усадьбу и построил для него келлию. После смерти князя дворовые люди стали обижать подвижника, стараясь выгнать его из усадьбы. Блаженный Иларион переселился к помещику Суханову, а от него в село Троекурове к Раевскому, где провел последние 29 лет своей жизни, в отведенной для него келлли. Он жил в ней полузатворником, выходил только в церковь и принимал посетителей. К нему отовсюду стекались приношения, которые он раздавал нищим или жертвовал на постройку храмов. В великие праздники посылал в тюрьмы деньги, хлеб, сыр, яйца, рыбу.
И в глубокой старости облик его поражал духовной красотой. В одном из воспоминаний о нем сказано “Ему было уже почти 80 лет, а казался он как в первой юности и редкой красоты, невольно приходило на мысль “Дивен Бог во святых Своих!”
За 6 лет до кончины старец Иларион ослеп, но перед смертью чудесно прозрел. Преставился он 5 ноября 1853 года. Его погребли в гробе, который он сколотил своими руками, в выкопанной им самим пещере.
В XIX веке особой строгостью жизни и аскетическими подвигами иноков славился Валаамский Преображенский монастырь и его скиты, восстановленные трудами отца Назария. Несколько лет на Валааме подвизался старец Леонид (Баголкин). В середине столетия суровостью жизни прославился валаамский схимонах Феоктист, который последние 10 лет своей жизни спасался в уединенной лесной хижине. Скончался он в 1863 г. В эту пору на Валаам с те катись тысячи богомольцев ежегодно.
Настоятелем обители с 1839 по 1881 гг. был игумен Дамаскин (Кононов), по происхождению крестьянин Тверской губернии. Он родился в 1795 г. и при крещении наречен был Дамианом. В 24-летнем возрасте вступил в число Валаамской братии и после 20 лет усердных трудов был поставлен игуменом. При сего настоятельстве на Валааме стронут каменные церкви, корпуса келлий, гостиницы для богомольцев и хозяйственные строения, мельницы, мастерские, электростанцию. Отец Дамаскин отличался не одной предприимчивостью и деловитостью. Это был духовно опытный богомудрый наставник братии, который умел поддерживать в обители высокий аскетический строй жизни.