Политическая культура

Впервые термин «политическая культура» употребил в XVIII в. нем. просветитель И. Гердер. Большой вклад в разработку теории полит. культуры внесли американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и др.

Политическая культура – это часть духовной культуры общества, система исторически сложившихся у его сограждан политических взглядов, убеждений, традиций, нравственных норм и поведенческих установок, регулирующих поведение людей в институтах политической системы и гражданского общества. Эта совокупность ценностей, установок убеждений, ориентаций и выражающих их символов является общепринятой и служит упорядочению политического опыта в регулировании политического поведения всех членов общества. Таким образом, политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества.

Политическая культура общества — сущностный признак данной политической системы. Но ее содержание не покрывается системой. В структуре культуры имеются элементы внесистемного характера (<контркультуры>), противоположные ценностям и нормам существующего политического строя.

Структура политической культуры представляет собой многоуровневый характер. Субъектами являются: личность, социальная или национальная группа, общество, политические интересы, знания о политике, убеждения, ценностные ориентации, суждения, оценки политических явлений, политическое сознание, политические нормы, символы, традиции, образцы поведения, навыки и способы политической деятельности.

Большое значение имеют такие компоненты политической культуры, как стереотипы, мифы и символы.

Политический стереотип – это упрощенное, схематическое представление о политических объектах. Отличительными чертами стереотипа являются: 1) персонификация событий (причина иных явлений связывается с деятельностью конкретного лица или определенной группы); 2) сильная эмоциональная окрашенность в восприятия и интерпретации событий (как правило, резко негативное или резко позитивное отношение к чему-либо или кому-либо); 3) иррациональность (обычно факты, противоречащие стереотипу, не замечаются или с негодованием отвергаются); 4) устойчивость (стереотип статичен, долговечен, он не подвержен изменения и способен к самосохранению даже в радикально меняющейся ситуации).

Политический миф - это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. Основными свойствами любого мифа, в том числе и мифа политического, являются: 1) полиморфность — один и тот же набор символов может присутствовать в разных мифах, а одна в та же тема мифа может иметь разную направленность и различное эмоциональное восприятие; 2) ограниченность — миф использует ограниченное число символов. В мифах возможны их многочисленные комбинации; 3) отвлеченность — миф не соотносится с эмпирической действительностью; 4) фундаментальность веры — миф опирается на допущения, не требующие их проверки и независимо от их истинности; 5) статичность — миф не соотносится с историческим и социальным временем, он живет в своем собственном временном измерении (негры несчатны голодают и т.д.).

Политический символ — это знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью. Для того чтобы символ выполнял коммуникативную функцию, он должен иметь сходное значение для множества индивидов, его смысл должен быть, как минимум, интуитивно понятен определенному кругу людей. К политическим символам можно отнести флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы (демонстрации, митинги, торжественные собрания.

Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:

идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении отстаивания интересов данной общности

ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы

интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения. Существует множество классификаций политической культуры. Американский политолог Г. Алмонд предложил типологию политической культуры, базирующуюся на цивилизационном подходе. Он выделил четыре типа политической культуры: 1) англо-американскую; 2) континентально-европейскую; 3) смешанную; 4) тоталитарную.

Позднее Г. Алмонд и С. Верба предложили новую типологизацию политической культуры. Критерием этой типологизации являются базовые ценности, на которые ориентируется та или иная политическая система.

1. Патриархальная политическая культура (традиционные местные ценности: ценности клана, племени, рода и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности).

2. Подданническая политическая культура базируется на основополагающей ценности подчинения власти и предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе.

3. Активистская политическая культура или культура участия характеризуется отчетливой ориентацией гражданина на действенную личную роль в политической жизни обществ на обретение достаточного личного статуса в политической системе. Отличительные признаки этой культуры — активность, вовлеченность, рациональность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: