Из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, НДС является самым молодым. Его модель была разработана французским экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые был введен во Франции в 1958 г. В настоящее время в мировой практике наблюдается усиление роли косвенного налогообложения. В настоящее время 20 из 24 стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития приняли НДС как основной налог на потребление. Кроме того, он взимается еще в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки. Пока еще этот вид косвенного налога не действует в Канаде, США, Австралии Швейцарии.
В Российской Федерации НДС был введен с 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы организаций.
Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджета РФ. С 2003 г. этот налог целиком поступает в федеральный бюджет. Данный налог в 2003 году обеспечил 47,2% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет. Для сравнения наибольшая доля НДС в доходах бюджета развитых стран во Франции (около 45%), в Великобритании и Италии (около 20%).
|
|
За 5 месяцев 2004 года поступления НДС в бюджетную систему РФ составили 47,9% всех налоговых поступлений. Поступления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации за январь-май 2004 года составили 278,03 млрд руб. (5 месяцев 2003 г. – 252,16 млрд руб.) и увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2003 года на 10,3%.
Плательщиками НДС являются все предприятия и организации вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельности и на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС.
При исчислении и уплате НДС наиболее сложно экономически, так и чисто технически определить облагаемый оборот. Из самого названия вытекает, что НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Отсюда логически должно было бы вытекать, что объектом обложения НДС служит эта добавленная стоимость. Однако действующее в России налоговое законодательство установило иной объект обложения эти налогом.
|
|
В соответствии с принятым в Российской Федерации налоговым законодательством обложение НДС производится по трем основным налоговым ставкам. Впервые в российской налоговой практике при обложении НДС введена ставка в размере 0%. Она применяется, в частности, при реализации товаров, экспортируемых за пределы России. По налоговой ставке в размере 10% налогообложение производится при реализации отдельных социально значимых продовольственных товаров, а также товаров для детей. Перечень этих товаров до 2000 г. устанавливался Правительством РФ, начиная с 2000 г. он установлен Налоговым кодексом РФ. Начиная с 2002 г. налоговая ставка в размере 10% применяется при реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Кроме того, по ставке 10% с 2002 г. облагается реализация как отечественных, так и иностранных лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Реализация всех остальных товаров, работ и услуг, не освобожденных в соответствии с российским налоговым законодательством от уплаты налога, облагается по ставке 18%. С 2006 г. намечается снижение ставки НДС. Однако это не уменьшит долю данного налога в консолидированном бюджете РФ, а лишь повысит эффективность его поступления в бюджетную систему страны.
Сумма НДС, как и большинства других установленных российским налоговым законодательством налогов, должна определяться налогоплательщиком самостоятельно исходя из соответствующих ставок налога и налоговой базы.
Преимущества НДС. Этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Данный налог позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно этот налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт. НДС, в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.