Основания и виды ответственности органов исполнительной власти, должностных лиц и государственных служащих

Юридическая ответственность имеет универсальное применение в системе государственного управления, поскольку совершать правонарушения могут люди, действующие как в рамках субъекта государственного управления (в органах государственной власти и местного самоуправления), так и в управляемых объектах. В зависимости от характера правонарушений, юридическая ответственность подразделяется на виды, каждый из которых отличается санкцией и порядком ее применения.

Так, дисциплинарный проступок вызывает дисциплинарную ответственность. Соответствующие противоправные деяния связаны главным образом с нарушением норм (правил) труда, трудового распорядка и исполнения государственных должностей. Здесь дисциплинарное производство проходит ряд стадий: а) возбуждение производства по факту правонарушения; б) рассмотрение дисциплинарного дела — определение и оценка состава правонарушения; в) принятие решения о мере санкции — виде дисциплинарного взыскания и его исполнении; г) обжалование (при необходимости) решения по дисциплинарному делу.

Виды и порядок применения дисциплинарной ответственности предусмотрены специальным дисциплинарным законодательством, конкретизированным применительно к различным категориям работников и служащих, в том числе государственных служащих. Ответственность последних наступает в соответствии с Федеральным законом 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 14). Административная ответственность — это меры официального государственного осуждения и принуждения в виде административных наказаний, применяемых за совершение административных правонарушений.

Существенные изменения в административную ответственность внесены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, который вступил в действие с 1 июля 2002 г. В соответствии с ним административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1).

В новый КоАП(*) были введены следующие новации:

субъектом административного правонарушения признаны как

физические, так и юридические лица;административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возроста шестнадцати лет (ст. 2.3);определены особенности административной ответственности должностных лиц (ст. 2.4), военнослужащих и иных лиц, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5),иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.6), юридических лиц (ст. 2.10);взамен административного взыскания установлено административное наказание и исчерпывающе определены его виды (ст. 3.1 и 3.2);дан перечень субъектов рассмотрения дел об административных правонарушениях — судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а также органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ст. 22.1);основательно прописано производство по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1—30.11);прописан порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (ст. 31.1—32.11)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп. от 27.05.2010 г.)

Нормы административного права закрепляют и регулируют два вида ответственности государственных служащих за правонарушения по службе (служебные проступки): дисциплинарную и административную.

Об ответственности дисциплинарной. Закон «Об основах государственной службы» основанием привлечения служащего к дисциплинарной ответственности называет должностной проступок, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей.

Закон «Об основах государственной службы» закрепляет административную ответственность служащих за действия или бездействия, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан (ст. 14 п. 5).

В статье закреплен общий принцип имущественной ответственности за вред, причиненный гражданам в результате незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц.

Общие положения о деликтной ответственности государственных органов. Право на возмещение вреда, причиненного действием (или бездействием) органов власти, конкретизировано в ст. ст. 16, 1069, 1070 Гражданского кодекса РФ. ГК РФ определяет три состава гражданского правонарушения государства: общий (ст. 1069) и два специальных (п. 1 и п. 2 ст. 1070)(*) Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. – М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: