double arrow

Основания административной ответственности, отличие от других видов ответственности

Административная ответственность имеет свою структуру, которая включает:

1) основания административной ответственности;

2) субъекты административной ответственности;

3) условия административной ответственности;

4) меры административной ответственности;

5) процедуру привлечения к ответственности виновных лиц.

Д.Н. Бахрах выделяет три основания административной ответственности:

– нормативное: систему норм административного права, регулирующих ее;

– фактическое: неправомерные деяния субъектов права;

– процессуальное: акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам[49].

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения)[50].

Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности можно провести по следующим основаниям.

1. Нормативно-правовое регулирование ответственности:

– административная ответственность регулируется федеральным законом (КоАП РФ) и законами субъектов РФ[51];

– уголовная – только федеральным законом (УК РФ);

дисциплинарная ответственность – федеральными законами[52], указами Президента РФ[53] и др.;

– гражданско-правовая – федеральным законодательством (гл. 25 ГК РФ);

– материальная – федеральным законодательством (разд. XI ТК РФ).

2. Основание наступления ответственности:

– административной – административное правонарушение (ст. 2.1 КоАП РФ);

– уголовной – преступление (ст. 14 УК РФ);

– дисциплинарной – дисциплинарного проступка (ст. 47 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ);

– материальной – убытки, неустойка (ст. 394 ГК РФ).

3. Субъект ответственности:

– административной – физические и юридические лица (ст. 2.3–2.6.1, 2.10 КоАП РФ);

– уголовной – только физические лица (ст. 19 УК РФ);

– дисциплинарной – государственные, муниципальные служащие, военнослужащие, лица, на которых распространяется действие правовых актов о прохождении службы;

– материальной – работодатель (гл. 38 ТК РФ), работник (гл. 39 ТК РФ);

– гражданско-правовой – должник (ст. 393 ГК РФ), кредитор (ст. 406 ГК РФ).

4. Виды наказаний:

– административных – предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.2 КоАП РФ);

– уголовных – штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь (ст. 44 УК РФ).

Дисциплинарная ответственность применяется в отношении:

а) работников – замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ);

б) государственных гражданских служащих – замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным Федеральным законом (ст. 57 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ);

в) военнослужащих – выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег, лишение нагрудного знака отличника, предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинской должности, снижение в воинском звании на одну ступень, снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности, досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования, отчисление с военных сборов, дисциплинарный арест (ст. 54, а также ст. 55–74 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ) и др.

5. Субъект применения ответственности:

– административной – судьи (ст. 23.1 КоАП РФ), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ), ОВД (ст. 23.3 КоАП РФ) и другие органы, учреждения, должностные лица (ст. 23.4–23.78 КоАП РФ);

– уголовной – судья федерального суда, судья федерального суда и коллегия из двенадцати присяжных заседателей, коллегия из трех судей федерального суда, мировой судья (гл. 5 УПК РФ);

– дисциплинарной – командиры (начальники) (гл. 4 Дисциплинарного устава ВС РФ), представитель нанимателя (ст. 57, 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), работодатель (ст. 192 ТК РФ) и др.;

– материальной – работодатель (разд. XI ТК РФ);

– гражданско-правовой:

а) суды общей юрисдикции – судья, три профессиональных судьи, судья-председательствующий и двое судей (ст. 14, 15 ГПК РФ);

б) арбитражные суды – судья, трое судей, судья и два арбитражных заседателя (ст. 17 АПК РФ).

6. Наличие подчиненности:

– административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность – подчиненность отсутствует;

– дисциплинарная – субъекты, обладают дисциплинарной властью.

7. Порядок привлечения к ответственности урегулирован:

– административной – КоАП РФ;

– уголовной – УПК РФ;

– дисциплинарной – нормы дисциплинарного производства;

– материальной – ГПК РФ и АПК РФ.

8. Последствия применения мер ответственности:

– административной – не влечет судимости, некоторые наказания могут повлечь за собой увольнение (дисквалификация, лишение права управлять транспортным средством);

– уголовной – влечет судимость (ст. 86 УК РФ);

– дисциплинарной – один из видов взысканий – увольнение.

Особенности административной ответственности отдельных субъектов административных правонарушений. Особенности административной ответственности должностных лиц.

Должностные лица как субъекты административной ответственности обладают специальным административно-правовым статусом, предполагающим наличие специальных признаков, таких как особенности служебного положения. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения, выраженного в виде неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

В примечании к этой статье под должностным лицом понимают – лицо, постоянно или временно, или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти. В статусе должностного лица административную ответственность несут лица:

а) наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них;

б) выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях;

в) выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ;

г) руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

д) совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 13.25, 14.24, 15.17–15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29–15.31, ч. 4 и 5 ст. 19.3, 19.4, 19.4.1, 19.5, 19.6.1, 19.7.1 и др. (см. КоАП РФ);

е) члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правление, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций;

ж) осуществляющие функции членов конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (ст. 3.5, 7.29–7.32, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.72, 19,74 – заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.29–7.32 КоАП РФ);

з) осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и совершившие административные правонарушения.

Следует учесть, что в уголовном законодательстве должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК РФ), т.е. только лица, перечисленные в п. «а», «б» и «в».

Как видно из определения понятия должностного лица, закон соотносит с двумя основными критериями:

1) функциональными обязанностями лица;

2) видом органов или учреждений, где лицо осуществляет свою деятельность.

Давая определение понятию «представитель власти» применительно к работникам правоохранительных и контролирующих органов, следует сказать, что не все из них являются представителями власти, а только те, кто наделен распорядительными полномочиями.

Осуществление организационно-распорядительных функций включает в себя права и обязанности лица, которыми оно наделено в организации для управления ее деятельностью или деятельностью ее структурного подразделения, заключающееся в возможности принимать решения или давать указания лицам, находящимся в подчинении (руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, применение мер поощрения и т. д.).

Административно-хозяйственные функции – осуществление контроля в сфере управления или распоряжения имуществом, денежными средствами, находящимися на балансе, принятие решения о начислении заработной платы, премий.

Однако указанные функции должны быть закреплены в функциональных обязанностях должностного лица.

Виды административных наказаний, применяемых к должностным лицам.

1. Административный штраф не должен превышать 50000 руб., а в случаях, предусмотренных ст. 14.1.2 КоАП РФ, – 100000 руб., а в случаях, предусмотренных ст. 5.38, ч. 1–4 ст. 20.2, ст. 20.2.2, 20.18 Кодекса, – 600000 руб.

2. Дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическим лицом, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом.

В соответствии со ст. 32.11 КоАП РФ, исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом. Реестр дисквалифицированных лиц ведет ФНС России[54].

Должностное лицо является основным субъектом административной ответственности за совершение налоговых деликтов (нарушение законодательства о налогах и сборах и т.д.).

3. Административный арест (например, ч. 3 ст. 20.27 «Нарушение правового режима контртеррористической операции» – воспрепятствование проведению контртеррористической операции – влечет наложение на должностных лиц административного ареста на срок до 30 суток).

При составлении протокола об административном правонарушении, совершенном должностным лицом, уполномоченный орган, должностное лицо принимают меры к надлежащему уведомлению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о совершении данного процессуального действия, направляя должностному лицу извещение с уведомлением о вызове в соответствующий орган для составления протокола.

Учитывая, что должностные лица организаций несут ответственность за административные правонарушения, совершенные при выполнении своих служебных (должностных) обязанностей, документы, составляемые при производстве по делам об административных правонарушениях (уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении, протокол и др.), следует направлять на рабочий адрес должностного лица (юридический адрес организации, филиала или иного обособленного подразделения). На домашний адрес должностного лица документы направляются только в случае невозможности надлежащего уведомления должностного лица по рабочему адресу[55].

Особенности административной ответственности несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Несовершеннолетним считается гражданин, не достигший 18-летнего возраста (ч. 1 ст. 21 ГК РФ).

Особенностью административной ответственности несовершеннолетнего являются следующие обстоятельства:

1) несовершеннолетний может быть освобожден от административной ответственности с применением к нему мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3. КоАП РФ);

2) должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, принимая решения о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, действуют в соответствии с принципами и нормами международного права, в т. ч. в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной помощи;

3) некоторые виды административных наказаний не могут быть применены к несовершеннолетним, например, административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ);

4) при административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ);

5) совершение административного правонарушения несовершеннолетним лицом является смягчающим обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ);

6) закон предусматривает обязательное участие в рассмотрении дела законных представителей несовершеннолетнего: родителей, усыновителей, опекунов, попечителей (ст. 25.3 КоАП РФ);

7) несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ч. 3 ст. 27.6 КоАП РФ);

8) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административных правонарушений является отягчающим обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ);

9) привод лица, не достигшего возраста 16 лет, производится с уведомлением законных представителей либо администрации по месту его работы или учебы (приказ МВД России от 21 июня 2003 г. № 438)[56];

10) установлен особый процессуальный порядок привлечения несовершеннолетних граждан, а также их родителей (законных представителей), к административной ответственности – комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ).

По закону дело об административном правонарушении должно рассматриваться по месту совершения правонарушения, но по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, территориальная подсудность может быть изменена (т. е. по месту жительства). Однако если производство ведется в отношении несовершеннолетнего, то, согласно ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ административные правонарушения рассматриваются по месту жительства несовершеннолетнего.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о времени, месте рассмотрения каждого дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденном по инициативе прокурора.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[57], комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделения по делам несовершеннолетних ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних и их родителей в случаях:

1) если несовершеннолетние совершили правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

2) если несовершеннолетние, не достигшие 16 лет, совершили административные правонарушения.

В территориальные органы МВД России могут быть доставлены несовершеннолетние, совершившие правонарушения, влекущие меры административного наказания. При доставлении оформляются материалы, необходимые для привлечения доставленных к административной ответственности, выясняются обстоятельства совершения административного правонарушения. После несовершеннолетний в установленном порядке передается родителям или законным представителям, должностным лицам образовательных учреждений, специальных учреждений, о чем делается запись в протоколе об административном задержании, а также в книге учета доставленных лиц.

Несовершеннолетние, совершившие административное правонарушение, влекущее меры административной ответственности, в случае:

а) если их личность не установлена либо они не имеют постоянного места жительства, места пребывания;

б) если они не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, –

направляются в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП) на основании приговора суда или постановления судьи.

В ЦВСНП несовершеннолетние направляются в случаях, предусмотренных п. 2.5.2 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД[58].

Особенности административной ответственности юридических лиц.

Действующим законодательством субъектами административной ответственности признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица. И как справедливо подмечено Ю. Н. Тарасовой[59], из этого правила есть конкретные исключения (например, филиалы предприятий, не являющиеся юридическими лицами, могут привлекаться к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства).

Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ, юридическое лицо – признанная государством в качестве субъекта права организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам. Кроме того, юридическое лицо выступает в гражданском обороте от своего имени, имеет организационное единство, государственную регистрацию в таком статусе, внесено в реестр юридических лиц.

КоАП РФ закрепляет ряд особенностей привлечения юридических лиц к административной ответственности.

Во-первых, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности лишь в случаях, когда такой признак прямо назван в статье Особенной части КоАП РФ, закона субъекта РФ, предусматривающей ответственность за соответствующие деяния (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ).

Во-вторых, круг родовых объектов, за посягательства на которые несут административную ответственность юридические лица, значительно уже, чем у физических и должностных лиц. Например, ответственность юридических лиц не предусмотрена гл. 17, 21 КоАП РФ.

В-третьих, признаки вины юридического лица, закрепленные в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, отличаются от признаков вины физического лица, о которых говорится в ст. 2.2 КоАП РФ. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Субъективная сторона состава административного правонарушения – это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательным признаком субъективной стороны является вина, которая может существовать в двух формах – в форме умысла или неосторожности[60].

У юридических лиц нет и не может быть вины, понимаемой как внутреннее психическое отношение, поэтому вина юридического лица, определяется через вину физических лиц, занимающих руководящие должности в органах управления юридическим лицом, входящих в Совет директоров и т. д. (т. е. вина руководителя или коллективная вина).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В каждом конкретном случае судом исследуются вопросы о возможности у юридического лица для соблюдения правил и норм и принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению этих правил, и отсутствии обстоятельств непреодолимой силы.

В-четвертых, в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, назначение юридическому лицу наказания за административное правонарушение не освобождает виновное физическое лицо от административной ответственности за совершение данного правонарушения, и наоборот.

В-пятых, из всего перечня мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных в ст. 27.1 КоАП РФ, к юридическим лицам применяются: осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий, находящихся тем вещей, документов; изъятие вещей, документов; задержание транспортного средства; запрещение эксплуатации транспортного средства; арест вещей; временный запрет деятельности, которые, как правило, связаны с ограничением имущественных прав.

В-шестых, к юридическим лицам применяются наказания, связанные с правами на имущество (исключение – предупреждение), а размеры административных штрафов, назначенных юридическим лицам, значительно выше: от 5 млн руб. и до 60 млн руб. (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ).

В-седьмых, вина и ответственность юридического лица обезличены, не связаны с конкретным физическим лицом, поэтому ст. 2.10 КоАП РФ допускает переход обязанностей и обременений, связанных с административной ответственностью, к другому юридическому лицу (например, при слиянии, присоединении, разделении, преобразовании юридического лица).

В-восьмых, юридическое лицо не может быть участником производства по делам об административных правонарушениях. Защиту прав и законных интересов юридического лица от его имени осуществляет законный представитель, который имеет право знакомиться с делом, давать объяснения и т. д. (ст. 25.4 КоАП РФ).

Общие принципы административной ответственности юридических лиц сформулированы в ст. 2.10 КоАП РФ.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

В случае если в статьях разд. I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют как в отношении физического, так и в отношении юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

При разделении юридического лица или при выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому, согласно разделительному балансу, перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Причем во всех этих случаях, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

Таким образом, административная ответственность юридических лиц – это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм, стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязательств и предупреждения совершения новых административных правонарушений.

При назначении административного наказания должно учитываться, что послужило целью образования (создания) юридического лица (т. е. организационно-правовая форма юридического лица):

1) получение экономической выгоды;

2) для удовлетворения потребностей иного рода: культурно-просветительская работа; осуществления религиозных культов; отстаивания профессиональных интересов, т. е. для осуществления социальных функций. Данная организационно-правовая форма юридического лица может рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства при назначении наказания.

В соответствии с КоАП РФ, основной мерой административной ответственности, применяемой к юридическим лицам, является штраф. Однако законом предусматриваются и другие меры ответственности. Так, за правонарушения в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в т. ч. в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности предусмотрена административная ответственность в виде административного приостановления деятельности. Указанный вид административного наказания, если правонарушение было связано с нарушением лицензионных требований и условий, может повлечь за собой приостановление действия лицензии, осуществляемое лицензирующим органом[61].

Особенности административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Военнослужащие, т. е. лица, проходящие кадровую военную службу в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях РФ, которым присвоены соответствующие воинские звания, а также призванные на военные сборы граждане, несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарным уставом[62].

Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Так, в ОВД это Федеральный закон от 20 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в ОВД Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[63].

В то же время КоАП РФ (ст. 2.5) закрепляет и ряд составов административных правонарушений, за совершение которых военнослужащие и иные вышеупомянутые лица несут административную ответственность на общих основаниях. К таковым относятся правонарушения:

– в сфере законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.1–5.26, 5.45–5.52, 5.56);

– в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);

– в области охраны собственности (ст. 7.29–7.32);

– в области охраны окружающей среды и природопользования (гл. 8);

– на транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения требований безопасности вне места военной службы (службы или прохождения военных сборов);

– в области дорожного движения (гл. 12);

– в области финансов, налогов, сборов, страхования, рынка ценных бумаг (гл. 15);

– в области таможенного дела (гл. 16);

– невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7) и др.

При этом при совершении этих видов административных правонарушений к указанным выше субъектам не может быть применено административное наказание в виде административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ), а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта по прохождению военной службы – административный штраф (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 342-ФЗ за совершение административного правонарушения сотрудник ОВД несет дисциплинарную ответственность в соответствии с Законом, дисциплинарным уставом ОВД РФ, утверждаемым Президентом РФ, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с КоАП РФ.

Таким образом, особенность административной ответственности данной категории субъектов заключается в том, что при существующем нормативном подходе они, по сути, совершают не административные правонарушения (за исключением выше перечисленных), а дисциплинарные проступки, идентичные по своей объективной стороне административным правонарушениям, предусмотренным нормами Особенной части КоАП РФ и соответствующими законами субъектов РФ, за что и несут ответственность в дисциплинарном порядке. В строго же оговоренных случаях такие субъекты совершают именно административные правонарушения, за что и несут административную ответственность на общих основаниях с оговоркой о видах административных наказаний, которые при этом к ним применяться не могут.

Особенности административной ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Правовое положение иностранных граждан в РФ определяется нормами Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 г.) «О правовом положении иностранных граждан в РФ»[64], согласно которому иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Иностранным юридическим лицом следует считать юридическое лицо, учредителем которого являются иностранные граждане или иностранные организации. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как нормами внутреннего российского законодательства, так и положениями международных договоров России с другими государствами. Действующее гражданское законодательство (ст. 1202 ГК РФ) исходит из того, что гражданская правоспособность, организационно-правовая форма, вопросы создания, реорганизации и ликвидации (в т. ч. и вопросы правопреемства), порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей определяются по праву той страны, где учреждено юридическое лицо.

В то же время, в соответствии с положениями ст. 2.6 КоАП РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, т. е. наравне с российскими гражданами.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях за следующие административные правонарушения:

– невыполнение правил ведения судовых журналов (ч. 2 ст. 8.16 КоАП РФ);

– нарушение регламентирующих деятельность правил (стандартов, норм) или условий лицензии (ст. 8.17 КоАП РФ);

– нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований (ст. 8.18 КоАП РФ);

– нарушение правил захоронения отходов и др. материалов (ст. 8.19 КоАП РФ);

– незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов (ст. 8.20 КоАП РФ);

– невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ (ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ).

Статус континентального шельфа и исключительной экономической зоны определен федеральными законами от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) «О континентальном шельфе Российской Федерации»[65] и от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»[66].

Исключительно только иностранные граждане и лица без гражданства несут административную ответственность за следующие правонарушения:

– нарушение режима Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ);

– нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ);

– нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ);

– нарушение иммиграционных правил (ч. 1 ст. 18.11 КоАП РФ);

– несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ).

Единственное исключение содержит ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ, согласно которой вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ (имеется в виду дипломатический иммунитет, консульский иммунитет и иммунитет членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в РФ) и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. В отношении же иностранных юридических лиц (равно как и лиц без гражданства) закон никаких оговорок на этот счет не делает.

Таким образом, особенностями административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства является следующее:

1) субъектом правонарушений может быть только иностранный гражданин или лицо без гражданства;

2) исключительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяется административное наказание – административное выдворение за пределы РФ (ч. 7 ст. 3.2 КоАП РФ);

3) административной ответственности не подлежат иностранные граждане, совершившие на территории РФ административное правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции РФ.

Особенности административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств (ст. 2.6 КоАП РФ)

Собственник (владелец) транспортного средства привлекается к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку[67].

Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение 3-х дней со дня вынесения указанного постановления (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Лицо освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: