Г) Аварии на гидродинамических объектах

Гидродинамический объект - искусственное гидротехническое сооружение или природное естественное образование, способное при разрушении напорных преград соз­давать волну прорыва в направлении нижнего бьефа.

Бьеф - часть реки, канала, водохра­нилища и других участков поверхности вод, примыкающих к плотине, шлюзу и т.п. выше (верхний бьеф) или ниже (нижний бьеф) по течению.

Гидротехническое сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для использования водных ресурсов или борьбы с разрушительным действием воды (плотины, дамбы, шлюзы, водоспуски, здания ГЭС).

Поражающее действие волны прорыва гидродинамического объекта связано с распространением с большой скоростью воды, создающей угрозу возникновения техно­генной чрезвычайной ситуации.

Параметр поражающего воздействия - скорость волны прорыва, глубина волны прорыва, темпера­тура воды, время существования волны прорыва. Характер воздействия поражающего фактора определяется гидродинамическим давлением потока воды, уровнем и временем затопления.

Объектами поражающего воздействия волны прорыва могут быть: население, городские и сельские строения, сельскохозяйственные и промышленные объекты, элементы инфраструктуры, домашние и дикие животные, окружающая природная среда.

Показателями последствий поражающего воздействия волны прорыва являются: число погибших, пораженных и пострадавших людей, время поражающего воздействия; площадь зоны воздействия; площадь зоны отселения или эвакуации; за­траты на проведение аварийно-спасательных работ; экономический ущерб; социальный ущерб; экологический ущерб.

Причинами прорыва гидротехнического или естественного сооружения могут быть природные явления (землетрясения, ураганы, обвалы, оползни, паводки, размыв фунтов и др.) и техногенные факторы (разрушение конструкций сооружения, эксплуатационно-технические аварии, нарушение режима водосбора и др.), а также диверсионные подрывы и применение средств поражения в военное время

д) Аварии на транспорте.

Аварии на авиатранспорте представляют собой наибольшую угрозу из-за однозначно катастрофической природы указанных чрезвычайных ситуаций. Любое чрезвычайное происшествие в летательном аппарате (самолете, вертолете), находящемся в полете, легко приводит к падению летательного аппарата, и, следовательно, к катастрофическим последствиям - взрыву, пожару, разрушению летательного аппарата в воздухе.

Аварии (катастрофы) на воздушном транспорте, как правило, сопровождаются многочисленными человеческими жертвами и зависят от надежности самолетов и профессионализма экипажей и диспетчеров. В апреле 2010 года из-за ошибки экипажа в непосредственной близости от аэродрома Северный (Смоленск) потерпел катастрофу самолет ТУ-154, в результате которой погибло высшее руководство Республики Польша.

Аварии на железнодорожном транспорте - чрезвычайные ситуации на железной дороге могут вызвать столкновения поездов, сход с рельсов, пожары и взрывы.

Непосредственную опасность для пассажиров будут представлять огонь и дым, если будет возгорание, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к травмам или гибели пассажиров. Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.

Аварии автомобильного транспорта (ДТП), хотя и являются самым распространенным видом аварий на транспорте, практически всегда являются ЧС локального характера, поскольку крайне редко затрагивают более пяти транспортных средств сразу и занимают большую площадь.

Ежегодно в РФ в автомобильных катастрофах погибает свыше 30 тыс. человек. Основные причины – нарушения ПДД (75%) и неудовлетворительное состояние дорог. Только в Ростовской области за 7 месяцев 2010 года из-за неудовлетворительного состояния дорог и улиц произошло 822 ДТП, в которых погибли 92 чел. и ранены 1321 (больше – только в Московской области – 1015 – 209 – 1321 соответственно).

Катастрофами судов изобилует и история российских военного, грузового и пассажирского флотов. Крупнейшей российской катастрофой с большим количеством жертв стал взрыв и гибель в Севастополе в 1916 году линкора "Императрица Мария".

Подобная катастрофа произошла в Севастополе и в 1955 году, когда (предположительно от взрыва оставшейся со времен Великой Отечественной войны мины) опрокинулся и затонул линкор "Новороссийск", что привело к гибели 608 человек.

В 1983 году на р.Волге в районе г.Ульяновска столкнулся с опорой моста речной теплоход "Суворов". При этом 175 человек погибли.

В 1986 году в районе Новороссийска столкнулся с сухогрузом и затонул, унеся с собой более 300 жизней, пассажирский теплоход "Адмирал Нахимов".

Несколько катастроф грузовых судов произошло из-за сильного шторма в Азовском море и Керченском проливе в 2007 году

Аварии и катастрофы на трубопроводах происходят ввиду изношенности трубопроводов, заводского брака при изготовлении труб и запорно-регулирующей аппаратуры, а также нарушений режима эксплуатации, непрофессионализма обслуживающего персонала.

е)Аварии на коммунально-энергетических сетях включают в себя:

- аварии на электроэнергетических объектах (электростанциях, ЛЭП, трансформаторных, распределительных и преобразовательных подстанций с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий, выход из строя транспортных электрических контактных сетей);

- аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, в том числе на канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ, на системах водоснабжения населения питьевой водой, в сетях теплоснабжения и на коммунальных газопроводах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: