Планирование и нормирование товарных запасов в торговле.
ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ представляют собой массу товаров, предназначенных для розничной торговли и общественного питания и находящиеся:
¾ в организациях розничной торговли (магазинах, палатках, ларьках и т.д.),
¾ в организациях общественного питания (ресторанах, кафе, столовых, барах и т.д.),
¾ на базах и складах, принадлежащих организациям розничной торговли и общественного питания,
¾ в хранилищах овощей, фруктов и т.д.
выполняют определенные ФУНКЦИИ
обеспечивают непрерывность торгового процесса,
удовлетворяют платежеспособный спрос населения,
характеризуют соотношения между объемом и структурой спроса и товарного предложения.
Планирование товарного запаса
Т3пл = [Т30 * (Δрто.пл • УП) + 100] / 100,
где Т30 - сумма товарного запаса отчетного года, руб.;
Δрто.пл - темп прироста розничного товарооборота в планируемом году по сравнению с отчетным, %;
УП - удельные приращения товарных запасов за предыдущие 3-5 лет.
|
|
Норматив товарного запаса
рабочий запас (РЗ)
запас текущего пополнения (ЗТП)
гарантийный запас (ГЗ)
представительный набор (ПН)
Нтз= ПП + РЗ + 1/2 ЗТП + ГЗ
где Нтз – норматив товарного запаса в днях;
ПП − время на приемку и подготовку товара к продаже, дни;
РЗ − рабочий запас, дни;
Товарные запасы в днях (ТЗдн) определяются путем отношения товарных запасов на определенную дату (ТЗн) к однодневному плановому товарообороту (ОТ). Этот показатель показывает на сколько дней торговая сеть обеспечена имеющимися запасами
Товарооборачиваемость в днях (Тоб) определяется делением средних товарных запасов (ТЗср) на однодневный товарооборот
Понятие конкуренции и конкурентоспособности. Взаимосвязь конкурентоспособности организации и конкурентоспособности товара.
Конкуренция — это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли
Конкуренция — это самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, т.к. постоянно заставляет производителя сокращать издержки производства и цены, увеличивать объем сбыта, бороться за заказы и потребителя, улучшать качество продукции.
конкурентоспособность товара—это способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида т.е. его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров-аналогов.
Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех группэлементов:
|
|
1 технических; - наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения (стандарты, нормы, правила, законодательные акты и т. д.) и эргономические показатели.
2 экономических; они представлены величиной затрат на производство товара:
3 социально – организационных.учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
Конкурентоспособность товара во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются и отличия.
Конкурентоспособность фирмы – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.
Показатель конкурентоспособности (КСП) для любой фирмы отражает совокупные итоги работы практически всех ее подразделений (т.е. состояние ее внутренней среды), а также ее реакцию на изменения внешних факторов воздействия. При этом особо значима способность фирмы оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей (потребителей), их вкусов и предпочтений.
Конкурентные преимущества фирмы можно разделить на две категории: «превосходство в умении» и «превосходство в ресурсах». Первая категория обусловлена эффективностью работы маркетологов и сбытовиков и включает в себя ноу-хау в исследованиях и проектировании,
Разнообразными могут быть и ресурсы, способствующие возникновению преимуществ в конкуренции: доступ к сырью, энергии, комплектующим; финансы, кадровый состав и его квалификация; производственные возможности, требующие небольших затрат; наличие развитой системы научно-технического, производственного, коммерческого сотрудничества.
Качество — это главный фактор КСП товара. Низкокачественный товар обладает и низкой КСП, равно как товар высокого качества — это высококонкурентный товар.