Цели, задачи и методика анализа прибыли и рентабельности организации

Целью анализа прибыли организации является разработка путей роста прибыли и повышения рентабельности за счет изыскания внутренних резервов повышения эффективности использования экономического потенциала. Последовательность анализа прибыли:

1. оценка степени выполнения плана и динамики в целом по организации и в разрезе ее структурных подразделений,

2. анализ слагаемых прибыли (РТО, Д, РР)

3. выявление причин отклонения от плана и нарушения тенденции развития,

4. анализ формирование прибыли отчетного периода, т.е. сравнение сумм внереализационных доходов и расходов в целом, а также их состав и структура, выявление причин роста внереализационных расходов,

5. расчет рентабельности по прибыли от реализации и прибыли отчетного периода.

6.влияние факторов на прибыль от реализации

а) факторы первого порядка:

изменение розничного товарооборота,

(РТО1 –РТО0) * Уд0 / 100

структуры розничного товарооборота ¾ методом процентных чисел

уровня дохода,

(Уд1 – Уд0) * РТО1 / 100

уровня расходов организации

(УРР1 – УРР0) * РТО 1 / 100

уровня рентабельности

(Ур 1 – УР0) * РТО1 / 100

б) факторы второго порядка, т.е. влияние других факторов на изменение составляющих прибыли

РТО (3 группы факторов)

ДОХОДЫ за счет ТН, звенности товародвижения и т.д.

РАСХОДЫ за счет ПТ, оборачиваемости и т.д

7. влияние факторов на прибыль отчетного фактора ¾ методом прямого счета сальдо прибыли (убытка) от внереализационных доходов и расходов,

8. количественная оценка факторов на показатели рентабельности,

9. разработка путей роста прибыли и повышения рентабельности торговой деятельности

Рентабельность является одним из важнейших оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражает то, насколько эффективно организация использует свои средства в целях получения прибыли.

Для анализа рентабельности используется целый ряд показателей, которые можно объединить в следующие группы:

показатели, рассчитанные на основе прибыли,

показатели, рассчитанные на основе производственных активов,

показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Расчет показателей рентабельности продаж и итоговой рентабельности торговой деятельности следует проводить в % к РТО и объему реализации без налога с продаж.

При сравнительном анализе рентабельности хозяйственной деятельности структурных подразделений организации или ее конкурентов необходимо оценивать следующие показатели рентабельности:

1.рен-ть продаж по прибыли от реализации;Ро = П/ РТО *100

2.затраторентабельность по прибыли от реализации;

3.ресурсорентабельность по прибыли отчетного периода;

(П / (ОС + ОБС + ФЗП) * 100

4.рен-ть функционирующего капитала по прибыли отчетного года;

(П / (ОС + ОБС) * 100, где (Ос) р-ть основных средств

(ОБС) р-сть оборотных средств, (П) прибыль

5.рен-ть собственного капитала по прибыли отчетного периода

14.Обоснование плана доходов от реализации товаров

Методика планирования доходов строится на результатах экон. анализа и прогноза изменения ценовых факторов, объемов продаж и др эконом показателей. При планировании необходимо применять многовариантный подход к обоснованию дохода, т.е планировать доходы по нескольким вариантам и выбирать оптимальный.

Применяют следующие методы:

технико – экономических расчетов – рассчитывают тремя способами

1) по ассортименту – Дг = Тп*Утн(тс) / 100, где Дг – доход по товарной группе (руб); Тп – план товарооборота по товарнгруп (руб);Утн(тс) – уровень торг надбавки (скидки) (%).

2) на основании доходности каждого источника в поступлении товара – Дд = Пд * ТН / 100, где Дд – планов сумма доходов по заключенному договору; Пд – объем поступления товаров согласно договору; ТН – торг надб;

3) на основании достигнутого ур дохода – Дп = РТОп * УД1 / 100, где УД1 – ожидаемый уровень доходов от реал в отчет. году (%).

Скользящей средней – берется сред.ур. доходов от реал за ряд лет предшествующих планируемому - ¯К1 = (УД1+УД2+УД3)/3; ¯К2 = (УД2+УД3+УД4)/3; ¯К3 = (УД3+УД4+УД5)/3; где К1,К2,К3 – средние уровни доходов; УД1 – УД5 – уровень доходов за 5 лет; потом рассчитывается средняя величина прироста УД: ¯∆УД = (¯К3 - ¯К1) / (n - 1), где n – кол-во отрезков динамического ряда. Далее вычисляется плановый уровень доходов от торговойдеят-ти (УДп) и плановая сумма доходов (Дп).

Экономико – математ. метод

Метод планирования доходов, основанный на достижении желаемой прибыли:

1) исходя из потребности орган.в расширении и модернизац. мат – тех. базы, выплате премий, соц. развития кол-ва и др.

2) на основании желаемой прибыли и ставок налогов и отчислений от прибыли определяется сумма плановой прибыли от торговой деятельности

3)план доходов с учетом действующейсис-мы налогообложения: Дп = (Пп+Рп) / 100 –С, где Пп – планов ∑прибыли; Рп - планов ∑расходов; С - ∑ставок платежей с доходов.

Критическая величина доходов рассчитывается: Дкр = Рп / Кп, где Рп – план расходов; Кп – коэффициент покрытия переменных затрат,

коэффициент покрытия переменных затрат(Кп) вычисляется по формуле: Кп = ((Дп – Рперп) / Дп) * 100, где Дп – план доходов; Рперп – план переменных расходов.

На основании рассчитанных величин дохода и критического дохода можно рассчитать запас финансовой прочности(ЗПФ): ЗПФ = ((Дп – Дкр) / Дтп) * 100

Планирование прибыли и рентабельности торговли

Важное место в финансовом планировании занимает этап планирования прибыли. Эта часть планирования использует все параметры бизнес-плана и является решающей в определении финансового результата от всей деятельности организации.

Критерии планируемой прибыли:

размер минимальной прибыли

р-р целевой прибыли, предполагающий эффективное финансирование развития организации

р-р удовлетворительной прибыли, создающий условия аналогичные условиям в других отраслях.

В планировании прибыли используются методы:

• прямого счета; В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Пп = Дп – Рп – Оп, где Пп – прогноз.прибыль; Рп – прогноз- мая сумма расходов; Оп – прог.сумма отчислений из дохода.

Метод экспертных оценокПвоз = УRб *РТОп ± ∆ПФ, где Пвоз – возмож.размерприб; УRб – уровень рентабельности продаж; РТОп – плановый объем РТО; ∆ПФ – изменение прибыли в связи с изменением факторов, определяющим размер приб

Определение прибыли на вложенный капитал

Определение целевой прибыли, достаточной для развития организации

Расчет прибыли исходя из среднерыночной нормы

Показатели рентабельности служат для оценки плановой прибыли. Для отдельных видов и всей промышленной продукции их рассчитывают посредством отношения прибыли от реализации промышленной продукции к ее себестоимости.Этот показательпоказывает эффективность использования ресурсов для их производства, позволяет сравнивать различные варианты вложения средств.

При планировании прибыли также необходимо использовать показатель рентабельности производства, который рассчитывается как отношение прибыли от промышленной деятельности к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Основными задачами планирования развития розничной торговой сети являются:

обеспечение планомерного и комплексного развития торговых организаций;

совершенствование структуры и размещения торговой сети;

обеспечение повышения эффективности капитальных вложений и использования основных средств

Для разработки планов развития розничной торговой сети используются нормативы торговой площади на 1000 жителей.

Перспективная потребность в торговых площадях определяется по формуле:

ПП = Нр * Ч /1000

где Нр – норматив торговой площади на 1000 жителей для данного района (260 кв. м на 1000 жителей);

Ч – численность обслуживаемого населения, чел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: